У Владимира Путина и Герхарда Шредера сложились дружеские отношения. Фото РИА Новости
На фоне событий в Украине сразу несколько видных европейских политиков высоко оценили лидерские качества Владимира Путина и его готовность отстаивать национальные интересы. Это не только антиамериканисты и ультранационалисты, но и просто сторонники жесткого руководства и укрепления торгово-экономических связей с РФ. «Внесистемщики» признают вхождение Крыма в состав России закономерным и исторически справедливым и видят в курсе Кремля противовес западному мейнстриму.
Сильнее всего симпатии к Путину в Германии. Там они распространены даже в широких слоях населения. Согласно опросу YouGov, в ФРГ противниками экономических санкций в отношении России являются 36% респондентов, тогда как в Великобритании их 23%, а в Дании, Швеции и Норвегии – 15%. Другой опрос показал, что 49% немцев выступают за то, чтобы внешняя политика страны отражала баланс между Западом и Россией, и только 46% – за альянс с Западом без учета России. Наконец, по данным третьего опроса, половина жителей Германии призывает Объединенную Европу признать Крым российской территорией и закрыть вопрос. Необходимо учитывать и то, что ФРГ – главный торговый партнер России в ЕС. В конце марта, несмотря на враждебную риторику Берлина, в Москву приезжал с визитом гендиректор концерна Siemens Джо Кезер.
В интервью газете Zeit экс-канцлер Гельмут Шмидт признал, что действия Путина абсолютно понятны, и попросил немцев поразмыслить над историческими фактами, прежде чем осуждать Кремль. История выше международного права, полагает он. Большим другом Путина считается предыдущий канцлер ФРГ – Герхард Шредер, которому вчера исполнилось 70 лет. Он отметил попытки Запада взять Россию в кольцо и нарушение международного права в ходе бомбардировок Сербии странами НАТО. К разряду друзей Путина относят и бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, по словам которого изоляция России идет вразрез с историей, а решение исключить РФ из G8 – безрассудство, далекое от конструктивного духа его собственной дипломатии.
Во Франции российского президента поддержал почетный председатель Национального фронта (НФ) Жан-Мари Ле Пен. Он уверен: «Путин не сделал ни одной ошибки, в то время как его оппоненты – американцы, Европейский союз – почти всегда совершают промахи». Глава НФ Марин Ле Пен признала результаты референдума в Крыму предсказуемыми и объяснила, что крымчане жили в атмосфере страха, а теперь вернулись в страну своего происхождения, от которой были оторваны 60 лет.
Представитель НФ Людовик де Данн сказал «Голосу России»: «Мы считаем, что исторически Крым – часть России со времен Российской империи. Я путешествовал из Керчи в Севастополь несколько раз за последний год. И я чувствовал, что люди в Крыму испытывают желание воссоединиться с Россией. Но они не могли выразить это желание конкретными политическими действиями. Мы считаем, что референдум в Крыму был легитимен, в отличие от того, что произошло в Киеве».
Бывший французский премьер-министр правоцентрист Франсуа Фийон также призвал Францию признать российские притязания на Крым исторически легитимными и заявил, что «чем меньше США вмешиваются в это дело, тем лучше». Похожим образом высказался лидер Левой партии Жан-Люк Меланшон: «Крымские порты жизненно важны для безопасности России. Мы, французы, не имеем отношения к этой ситуации, нечего нам подстрекать провокации против русских, говорю это без симпатии к российскому правительству. Русский народ не может позволить, чтобы североамериканцы и НАТО обосновались в его портах».
Глава Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж признал Путина блестящим политиком. «Мне он не нравится, я бы ему не доверял и бы не хотел жить в его стране, – сказал он. – Но по сравнению с детьми, которые занимаются внешней политикой в этой стране (Великобритании. – «НГ»), я бы уважал его больше, чем наша основная масса». Ранее в интервью журналу GQ Фарадж отмечал, что Путин для него – наиболее достойный восхищения лидер в мире «как управленец, но не как человек». Депутат-лейборист Крис Брайент считает, что Фарадж быстро превращается в британского Берлускони.
Поддерживает политику России и «Народная партия – Наша Словакия» Мариана Котлебы. А представитель партии «Йоббик – За лучшую Венгрию» Мартон Дьендьеши заявил: «Мы заинтересованы в растущей России, которая очень интересным способом защищает собственные интересы и которая в своей основе создает некоторый противовес Западу». «Йоббик» считает референдум в Крыму образцовым. Болгарская патриотическая партия «Атака» настаивает на признании результатов крымского референдума, а ее глава Волен Сидеров призывает страну ветировать экономические санкции ЕС против России.