На фото лидер партии «Бхаратия Джаната» Нарендра Моди. Фото Reuters
Вчера на востоке Индии началось голосование на выборах в нижнюю палату парламента. Они пройдут в девять этапов и завершатся 12 мая. Наблюдатели ожидают, что правящая партия «Индийский национальный конгресс» (ИНК) из-за коррупционных скандалов и замедления экономики проиграет индусской националистической партии «Бхаратия Джаната» (БД). Картину может осложнить появление на сцене новой партии, чьим лозунгом стала борьба с продажностью.
Правом голоса в Индии обладают более 800 млн человек. Им предстоит выбрать 543 депутата Лок Сабхи – нижней палаты парламента. Процесс волеизъявления избирателей, по масштабу не имеющий аналогов в мире, растянется на пять недель. Этот временной срок позволит перебрасывать аппарат сотрудников избирательных комиссий и полицейские формирования, которые обеспечивают безопасность, из района, где голосование закончилось, в район, где оно должно начаться.
Главные соперники – это ИНК и его партнеры по коалиции, с одной стороны, и оппозиционная индусская националистическая партия «Бхаратия Джаната» – с другой. Премьер-министр Манмохан Сингх, которому перевалило за 80, объявил, что уйдет со своего поста. Конгресс ведет в бой Рахул Ганди, правнук первого главы правительства Индии Джавахарлала Неру и наследник знаменитой династии политиков Неру–Ганди.
Лидер «Бхаратия Джаната» – Нарендра Моди, политик харизматичный, но вызывающий у индийцев противоречивые эмоции. Он главный министр штата Гуджарат, который развивался более успешно, чем другие штаты. Часть большого бизнеса и среднего класса, сосредоточенного в городах, надеется на то, что Моди, показавший себя эффективным менеджером, сумеет вернуть страну в колею ускоренного экономического роста.
В схватку на общенациональной сцене впервые вступила и партия «Аам Адми», которая называет себя партией простого человека и главным лозунгом сделала искоренение коррупции. Она выставила своих кандидатов во всех округах.
В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила, что, согласно некоторым опросам, БД получит 200 мандатов в палате, а ИНК – 110. Даже если эти предположения не подтвердятся, ИНК все равно скорее всего останется позади. Но и БД вряд ли получит абсолютное большинство мест в палате. Значит, ей придется создавать коалиционное правительство.
«Падение популярности ИНК объясняется тем, что общество не удовлетворено социально-экономической ситуацией в стране. Но на настроения избирателей оказывает воздействие и то, как подают себя лидеры. В ИНК нет сейчас вожака, который зажег бы массы, – отметила эксперт. – Президент партии Соня Ганди хотя бы в силу того, что она иностранного происхождения (итальянка), не может претендовать на роль руководителя государства. А ее сын Рахул не стал фигурой, вдохновляющей огромное количество поклонников. Напротив, Моди на своих митингах собирал внушительные толпы. Он умело построил предвыборную кампанию на критике ИНК. Обвинял правительство в том, что оно не создает благоприятных условий для бизнеса, а в области обороны не предпринимает мер для защиты страны от Китая и Пакистана».
Вопрос об отношениях Индии с Россией в предвыборных баталиях не поднимался. Моди говорил, что заинтересован в сотрудничестве. Но, естественно, стоит задуматься, как отразилась бы победа БД на российско-индийских связях. «Ответ могут дать события 1977 года. Тогда перед выборами оппозиционная партия, предшественник нынешней БДП, обвиняла ИНК в чрезмерной близости к Советскому Союзу и даже грозила денонсировать Советско-индийский договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Но, придя к власти после выборов, бывшие оппозиционеры продолжили курс на тесное сотрудничество с СССР. Более того, именно в период правления партии БД тогдашний премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи и президент РФ Владимир Путин подписали декларацию о стратегическом партнерстве двух государств. Так что я не жду изменений в российско-индийских отношениях», – заключила Шаумян.