Фото Reuters
Двое из восьми кандидатов на пост президента Афганистана вырвались в лидеры. Это экс-исполнительный директор Всемирного банка финансист Ашраф Гани Ахмадзай, пуштун, и экс-министр иностранных дел Абдулла Абдулла, таджик. Таковы данные неофициальных частичных подсчетов голосов, собранные в крупных городах. Полная картина прояснится к 24 апреля. Аналитики утверждают, что афганцы снова проголосовали по этническому принципу.
Несмотря на то что кандидаты в ходе предвыборной гонки старались привлечь избирателей обещаниями экономических и политических реформ, выбор афганцев был основан не на предпочтении программ, а на симпатиях по этническому признаку. Даже Кабул, где проживает одна шестая населения страны, причем наиболее образованная, продемонстрировал тот же национальный подход. Пуштунские районы – а это 90% столицы – подавляющим большинством голосов поддержали пуштуна Гани Ахмадзая. Преимущественно таджикские – таджика Абдуллу (он набрал 75% голосов). В целом по Кабулу Гани лидирует.
Напомним, наиболее многочисленной этнической группой в Афганистане являются пуштуны – 39–42% населения, второй – таджики: 27–38%, третьей – хазарейцы: 8–10%, четвертой – узбеки: 6–9%. Менталитет сограждан был учтен кандидатами. В вице-президенты пуштун Гани выбрал лидера узбекских племен известного полевого командира генерала Абдула Рашида Дустума, в прошлом видного деятеля «Северного альянса». Таджик Абдулла пригласил в связку хазарейца Мохаммада Мохакика, влиятельного шиита, полевого командира и в прошлом видного деятеля «Северного альянса». В результате хазарейские районы Кабула поддержали таджика. По данным Wall Street Journal, в других городах – Мазари-Шарифе, Кандагаре, Гардезе и Джелалабаде, по данным, собранным на 100 участках, Гани и Абдулла также в лидерах.
Афганское информагентство Pajhwok приводит собственные прогнозные данные: Гани – 42,1%, Абдулла – 40,7%. Важным трендом афганской политики эксперты называют малый интерес избирателя к пуштуну Залмаю Расулу, экс-главе МИДа, поддержанному президентом Хамидом Карзаем. Эксперты говорят: весь административный ресурс правительства работал на Расула, его считали фаворитом гонки наряду с Абдуллой и Гани Ахмадзаем. Малое число голосов в пользу Расула говорит о недовольстве афганцев политикой Карзая.
Вместе с тем эти выводы могут оказаться преждевременными. Ведь относительно объективные замеры общественного мнения в формате экзит-полов были запрещены властями. Агентство Pajhwok проводило исследования силами 65 человек и только в крупных городах, тогда как в сельской местности проживают 75% населения, указал «НГ» Омар Нессар, директор Центра изучения современного Афганистана, научный сотрудник Института востоковедения РАН. Оценки и прогнозы, сделанные без учета мнения сельского населения, могут быть ошибочными: «Есть основания полагать, что во второй тур выйдет Расул: работавший на него административный ресурс в Афганистане играет важную роль. Его могли поддержать вне зависимости от этнических признаков. Его вице-президент – Ахмад Зия Масуд, брат легендарного полевого командира Ахмад Шаха Масуда». С Нессаром сложно не согласиться. За таджиком Ахмадом Зией Масудом стоит часть афганской элиты, образовавшей Национальный фронт Афганистана, фактически пришедший на смену антиталибскому «Северному альянсу». В этот фронт входят влиятельные полевые командиры и политики, представляющие север и центр страны.
Подсчет голосов обещают завершить к 20 апреля, предварительные официальные результаты ожидаются 24 апреля. Если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов, а так скорее всего и будет, то второго тура 28 мая не избежать.
Во втором туре большую роль для лидеров гонки будут играть голоса тех, кто сначала поддержал других кандидатов. По данным Нессара, на четвертое место по популярности выходит Абдул Расул Сайяф, представитель моджахедов. «Сейчас между лидерами идет борьба за поддержку этого политика. Он религиозный человек, не связанный с талибами, – отметил эксперт. – Однако западная пресса обвиняет его в тесных связях с «Аль-Каидой».
Кто бы ни победил в президентской гонке, ему потребуется формировать правительство широкой межнациональной коалиции. В этом деле процесс торговли властными постами будет играть главенствующую роль. Гани пользуется большей поддержкой на юге и востоке. Талибы - по большей части пуштуны, поэтому не исключено, что ему удастся наладить с ними диалог лучше, чем пуштуну Карзаю, тесно связанному с американцами и запутавшемуся в коррупционных скандалах. Абдулла имеет больше всего сторонников на севере и западе страны. Он уже заявил, что займется созданием правительства национального единства. Нессар подтверждает: «Между лидерами уже сейчас идут консультации по составу будущего правительства. Обсуждается также административная реформа: полномочия президента могут разделить между президентом, премьером и парламентом». Они договорятся о разделе власти с учетом интересов этносов. Раскол страны по итогам выборов маловероятен.