Боевики в провинции Алеппо терпит серьезное давление правительственной армии. Фото Reuters
До 31 марта территорию США должен покинуть последний сирийский дипломат. Вашингтон закрывает посольство Сирии в столице и консульства в Трое и Хьюстоне. Американцы уверяют: это не разрыв отношений с САР. Москва утверждает: это демонстрация намерений смены режима. Нацкоалиция снова призывает Запад к введению бесполетной зоны для победы над армией Асада. Дамаск не верит в возможности Женевы-2.
Выдворение сирийских дипломатов проведено «с учетом зверств режима Асада в отношении сирийского народа», разъяснили в Госдепартаменте. Даниэль Рубинстайн, спецпосланник США по Сирии, заявил: «В течение трех лет Башар Асад отказывается прислушаться к призыву сирийского народа уйти из власти».
По его словам, люди, назначенные режимом, не имеют права вести дипломатическую и консульскую работу в США. Официальный представитель Госдепа Джен Псаки уточнила: «Их дипломатический статус более не признается, мы закрываем посольство». Рубинстайн отметил, что это не означает полного разрыва дипотношений с САР. Guardian цитирует: «Наши многолетние связи с сирийским народом продолжатся и после того, как Асад уйдет из власти».
В РФ уверены: шаг США предпринят в ущерб сирийцам. «Цель смены режима в Дамаске превалирует над задачами содействия химической демилитаризации Сирии и помощи миллионам сирийцев, пострадавших от вооруженного конфликта. Решить их без непосредственного взаимодействия с правительством Сирии невозможно», – заявили на Смоленской площади.
Тактическая инициатива на поле боя в САР перешла к правительственным войскам. Основные боевые действия идут в горном массиве Каламун у границы с Ливаном. Войска намерены перекрыть коридоры снабжения оппозиции – от ливанской границы к Гуте и в центр страны. Армия ведет бои близ Ранкуса и Флиты. На днях был освобожден Ябруд, причем радикалы «Исламского фронта» покинули город перед штурмом. По оценкам ливанских экспертов, поражение боевиков в Каламуне может оказать решающее влияние на ситуацию под Дамаском, где мятежники удерживают оборону.
Российский МИД отмечает: «практика локальных примирений», при которых боевики десятками сдают оружие, начала давать позитивный результат. Но боевики все же сопротивляются и терроризируют местных жителей. «Очередным деянием, отбрасывающим Сирию в средневековье, отметились в Алеппо боевики «Джейш Аль-Мухаджирин», арестовавшие за нарушение шариатского дресс-кода известную активистку женского движения Марсель Шехваро», – сообщает МИД. Кроме того, экстремисты не допускают гуманитарную помощь в пострадавшие районы. Мятежники обстреливают порт Латакия, откуда ведется погрузка химического оружия для вывоза из страны. Reuters сообщает: одна ракета достигла земли в полукилометре от отеля, где проживают инспекторы Организации по запрещению химоружия (ОЗХО). Три ракеты ранили семерых жителей города. Одна упала в море. Склады с отравляющими веществами (ОВ) остались невредимы. Дважды боевики нападали на конвой, сопровождавший химоружие. Два склада с ОВ пока недоступны: они находятся на территории, занятой вооруженной оппозицией.
Лидер Нацкоалиции Ахмед Джарба два дня назад вернулся к прежней риторике, заявив Европарламенту о необходимости введения бесполетной зоны над САР. В этом случае, заявил он, «мы в полной мере сможем обеспечить победу над войсками режима Асада».
Дамаск, сообщает Wall Street Journal, сомневается в необходимости межсирийских переговоров, если оппозиция продолжит настаивать на уходе президента Башара Асада. «Вопрос отказа Асада от власти уже позади. Это вопиющее вмешательство во внутренние дела Сирии, – заявил замглавы МИД САР Фейсал Микдад. – Тема исчерпана, мы не намерены обсуждать ее вовсе». Журнал пишет: возможность дипломатического решения сирийского кризиса оказалась под сомнением в связи с напряженностью, возникшей из-за украинских событий, в отношениях между РФ и США, главными модераторами урегулирования. Но до сих пор Москва ни разу не проявила какого-либо намерения свернуть работы по демонтажу сирийского химоружия.
Кстати, ОЗХО прояснила ситуацию с происхождением опасных химикатов в САР. Вчера организация передала в Берлин документы с перечнем поставок из ФРГ оборудования и веществ двойного назначения, которые можно использовать для производства зарина. За 1982–1993 годы, когда Дамаск начинал развитие программы по химоружию, Германия продала ему системы управления, насосы, вентили, газосигнализаторы, химическую промывочную установку и 2,4 тыс. тонн серной кислоты, пишет онлайн-версия Sueddeutsche Zeitung. Таких поставок было более 50. МИД ФРГ передал материалы в генпрокуратуру для проведения расследования.
Экс-генпрокурор Международного трибунала ООН по бывшей Югославии Карла дель Понте предлагает создать аналогичный трибунал для Сирии. Комиссия ООН по расследованию нарушений прав человека, где трудится дель Понте, собирала доказательства по телефону и по Skype среди почти 3 тыс. респондентов: Дамаск не допустил ооновцев в САР. Материалы доказывают виновность правительства в преступлениях против человечности, а вооруженных мятежников – в военных преступлениях. Решение о трибунале должен принимать СБ ООН. Вместе с тем сложно рассчитывать на согласие России на создание такого органа: МТБЮ стал судилищем для сербов, тогда виновные в преступлениях против сербов наказаны не были. Теперь же легко догадаться, кто будет осужден трибуналом по САР, если таковой начнет работу.