Премьер Китая Ли Кэцян не считает опасным снижение темпов роста. Фото Reuters
Вчера в Пекине по окончании сессии парламента выступил премьер-министр КНР Ли Кэцян. Отвечая на вопросы журналистов, он подчеркнул, что у Китая есть разногласия с Америкой, но они не мешают широкому сотрудничеству во взаимных интересах. Касаясь темпов роста экономики страны, глава правительства сказал, что они составят примерно 7,5% в этом году. Но если окажутся слегка меньше, это не страшно. Главное, должно быть создано 10 млн новых рабочих мест.
По традиции по завершении сессии парламента, созываемого раз в год, глава правительства Китая проводит пресс-конференцию. Иногда они приносят сенсации. Так, в 2012 году тогдашний премьер Вэнь Цзябао просветил репортеров о проступках члена политбюро КПК Бо Силая. Он впоследствии был снят со всех постов и осужден судом.
На сей раз сенсаций не случилось. Нынешний глава правительства Ли Кэцян не стал отходить от заранее заготовленного сценария события и сосредоточился прежде всего на социально-экономических вопросах. Однако международную политику тоже не обошел стороной.
Ключевая проблема для КНР – отношения с Америкой. Характеризуя позицию Пекина, Ли сослался на китайскую пословицу: «Мудрые люди стремятся найти общие интересы, а недалекие сосредоточивают внимание на разногласиях». Отталкиваясь от этой сентенции, премьер указал, что точек совпадения интересов у Америки и Китая гораздо больше, чем сфер, где существуют разногласия. У двух держав есть мощный потенциал для наращивания сотрудничества. Размер двусторонней торговли достиг 520 млрд долл. в год.
Недавно, правда, Пекин в довольно резких выражениях обвинил Вашингтон во вмешательстве во внутренние дела Китая. Это произошло после того, как президент США Барак Обама принял Далай-ламу. Но Ли даже не упомянул об этом инциденте. О потеплении атмосферы говорит и то, что на следующей неделе Китай посетит вместе с двумя дочерьми первая леди США Мишель Обама.
Как пишет Reuters, в США немало людей обеспокоены превращением Китая во вторую экономическую державу мира и усилением китайских вооруженных сил. Премьер Ли вслед за председателем КНР Си Цзиньпином подтвердил «непреклонную решимость Китая защищать свой суверенитет и территориальную целостность». Это предупреждение адресовано в первую очередь таким странам, как Япония, с которыми у КНР существует территориальный спор. Но оно рассчитано на благожелательный отклик и у той части китайской публики, которая подозревает, что США пытаются сдержать подъем Китая.
Естественно, репортеров интересовало и состояние китайской экономики. Сумеет ли правительство обеспечить обещанный темп роста в этом году? Ли признал, что экономика сталкивается с трудностями. Но те, кто ранее был настроен слишком пессимистично и даже предсказывал «жесткую посадку», всегда ошибались. «У нас есть возможность и все инструменты, чтобы добиться роста в разумных рамках в этом году, – сказал премьер. – Цель – примерно 7,5%. Слово «примерно» означает некоторую гибкость».
Из последующих пояснений Ли и других должностных лиц следует, что темп не должен снизиться ниже 7,2%. Главное, чтобы было создано достаточно новых рабочих мест. Пекин планирует создать в 2014 году 10 млн новых рабочих мест.
На пресс-конференции зашла речь и о финансовых рисках, с которыми сталкиваются китайские компании и их кредиторы. Примером служит Chaori, фирма, производящая солнечные батареи. На прошлой неделе она, как указывает Financial Times, не смогла выплатить проценты по облигациям, распространенным на китайском рынке. Это был первый дефолт на внутреннем рынке облигаций. Что, как ни странно, обрадовало экспертов. Ведь прежде облигации, как подразумевалось, имели гарантию правительства. Оно приходило на выручку фирмам, испытывающим трудности, чтобы обеспечить стабильность. На сей раз этого не случилось.
Комментарий премьера по этому поводу был выдержан в осторожных тонах. Он пообещал усилить надзор за кредитно-финансовыми учреждениями с тем, чтобы не допустить системных или региональных рисков: «Дефолты финансовых продуктов – нежелательная вещь. Но в некоторых случаях их трудно избежать». Это означает, по мнению комментаторов, что Пекин намерен уменьшить роль государства в финансовом секторе.