Фото Reuters
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прилетел вчера в Вашингтон, чтобы обсудить с президентом Бараком Обамой перспективы ближневосточного урегулирования и выступить на конференции Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC). Накануне он пообещал согражданам не уступать внешнему давлению, растущему по мере приближения срока окончания мирных переговоров с палестинцами.
«Для танго на Ближнем Востоке нужны как минимум трое. Двое уже имеются – Израиль и США. Теперь посмотрим, присоединятся ли палестинцы», – заявил Нетаньяху по прибытии в Вашингтон. Дав тем самым сразу понять, что в процессе поисков договоренности с палестинцами будет и впредь отстаивать интересы Израиля, невзирая на любые попытки давления.
Кроме того, это был ответ на обращение замминистра обороны Израиля Дани Данона, который в преддверии визита в США написал: «Не сомневаюсь, что вы будете отстаивать незыблемые ценности «Ликуда», главная из которых – безопасность Израиля. Уверен, что вы не поддадитесь давлению и требованиям вернуться к границам 1967 года и разделить Иерусалим».
Перед тем как встретиться вчера с Обамой, Нетаньяху провел переговоры с госсекретарем США Джоном Керри и вице-президентом Джо Байденом. Вернув в прошлом году израильтян и палестинцев за стол переговоров, Керри сначала ориентировал их на достижение мирного договора за девять месяцев, истекающих 29 апреля. Теперь, при отсутствии признаков прогресса, Вашингтон поставил менее амбициозную цель – разработать проект рамочного соглашения, который, фиксируя базовые параметры будущей сделки, позволил бы сторонам продолжить диалог.
Рамочный документ затрагивает самые острые темы: статус Иерусалима, палестинские беженцы, еврейские поселения, безопасность и окончательные границы. Но разногласия между сторонами все еще настолько велики, что Обама счел необходимым свое личное участие. Провал переговоров, по мнению хозяина Белого дома, может повлечь за собой непредсказуемые последствия. В частности, нерешенность палестинской проблемы и продолжение поселенческого освоения оккупированных земель ограничат способность США защищать Израиль на международной арене. «Дружба между Израилем и США вечна, но если не будет соглашения и продолжится агрессивная политика в поселениях, а палестинцы поймут, что их шанс на независимое государство упущен, наша способность бороться с международными последствиями такого расклада будет ограниченной», – заявил Обама в интервью агентству Bloomberg накануне встречи с Нетаньяху.
По словам президента США, он скажет премьер-министру Израиля, что если тот не считает соглашение с палестинцами важным для своей страны, то пусть предложит собственную альтернативу. Но только такую, которая будет реальной. «Мне сложно представить себе, что такая альтернатива существует», – заявил Обама.
Журналист Джеффри Гольдберг, беседовавший с Обамой, отметил, что в ходе интервью президент был резче, чем когда бы то ни было в отношении Израиля. «Время истекает, и наступает момент принятия решений, – заявил он. – Я обращусь к премьер-министру с вопросом: если вы не заключите мир, кто его заключит? И если не сейчас, то когда?»
Обама рассказал, какие еще вопросы у него накопились к израильскому премьеру: готовы ли вы продолжать оккупацию Западного берега? Каким вы тогда видите характер Израиля? Ограничиваете ли вы свободу передвижения для палестинцев? Ограничиваете ли вы права израильских арабов?
Что касается главы Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса, то Обама назвал его «самым умеренным из всех, с кем Израилю приходилось иметь дело». 17 марта его ждут в Белом доме, чтобы тоже убедить подписать рамочное соглашение.
По мнению главного научного сотрудника Института востоковедения РАН, профессора Ирины Звягельской, больше выкручивать руки Аббасу Вашингтон не сможет. «Глава ПНА уже дошел до тех пределов компромисса с израильтянами, до которых мог дойти, – сказала она в беседе с «НГ». – Аббас сделал максимум уступок. Его позицию многие в Палестине воспринимают как позицию необоснованных уступок. Некоторые радикалы даже готовы называть Аббаса предателем палестинского дела».
Звягельская считает, что Нетаньяху в конце концов удастся убедить в целесообразности подписания рамочного соглашения. «Израильский премьер, конечно, будет торговаться, но я плохо представляю, как он сможет отказаться от промежуточных договоренностей, – сказала эксперт. – В этом случае решение об окончательном статусе Палестины опять откладывается, а для израильского премьера это самое главное».
Говоря об Иране, Обама заявил, что убежден в правильности выбранной им стратегии переговоров с Исламской Республикой. «С Ираном никто никогда не вел переговоров, и мы вырабатываем механизм, который должен позволить нам определить, насколько серьезны и добросовестны намерения Тегерана», – добавил он.
Нетаньяху же хочет, чтобы США заняли более жесткую позицию на переговорах между «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов ООН и Германия) и Ираном. Пресс-секретарь израильского премьера Марк Регев заявил, что цель переговоров в Белом доме – демонтаж иранской ядерной программы. «Аятоллы в Тегеране не будут по доброй воле внезапно сворачивать свою военную мощь и ликвидировать свой ядерный потенциал. Они пойдут на это только под давлением. Сохранение этого международного давления, на наш взгляд, очень важно», – подчеркнул Регев. Сегодня Нетаньяху выступит на конференции AIPAC, где особое внимание будет уделено угрозам международного бойкота Израиля. Затем он отправится в Лос-Анджелес, где встретится с бизнесменами и руководством крупных компаний, а также с руководителями ведущих еврейских организаций США.