В Сенате Маттео Ренци выступал так, будто работал на телеаудиторию. Фото Reuters
Палата депутатов Италии вслед за Сенатом ожидаемо выразила вотум доверия новому премьер-министру Маттео Ренци, представляющему левоцентристскую Демократическую партию (ДП). Он предлагает амбициозные реформы, которые называет реальной альтернативой затягиванию поясов. Ренци надеется выполнить львиную часть программы в первые же 100 дней пребывания в должности, но наблюдатели считают его обещания лишенной конкретики демагогией.
В нижней палате Ренци заручился голосами 378 депутатов. Против 220. В Палате депутатов у ДП четкое большинство, а вот в Сенате Ренци нужно удерживать в своей орбите малые центристские и правоцентристские группы.
В верхней палате, где союзниками ДП стали «Новый правый центр» Анджелино Альфано, «Гражданский выбор» Марио Монти и «Союз христианских демократов и центра» во главе с Пьером Фердинандо Казини, дела обстояли хуже, чем ожидалось, – 169 «за» и 139 «против». Меньшая поддержка, чем у правительства предшественника Ренци Энрико Летты (173 «за»), – дурной знак, особенно в свете масштабности и радикальности преобразований, о которых заявил премьер. Он готов начать настоящую гонку, проводя по одной революционной и дерзкой реформе в месяц (в марте – реформа рынка труда, в апреле – госуправления, в мае – сокращение налогов). Поэтому для начала Ренци может попытаться разделаться с Сенатом, просто-напросто упразднив его. По крайней мере такой проект им заявлен.
«У нас есть только один шанс. И это он. Я смотрю вам в глаза и говорю: если мы проиграем, мы не будем оправдываться. Если мы потерпим неудачу, это будет моя вина», – сказал Ренци сенаторам. Он собирается прежде всего навести порядок в госфинансах, которые расстроены после крупнейшей со времен Второй мировой войны рецессии. Ренци обещает модернизировать трудовое законодательство, упростить Налоговый кодекс, привлечь иностранные инвестиции, полностью погасить коммерческую задолженность Италии (свыше 100 млрд евро) и за год уменьшить на 10 млрд евро социальные страховые выплаты с фондов заработной платы (из них 28–30% приходится на работодателей и 9% – на работников). Сокращение фискального бремени для компаний, которое позволит им создавать новые рабочие места, и борьбу с безработицей в 12,7% Ренци назвал приоритетом. В целом речь идет о рыночных неолиберальных реформах в духе Тони Блэра и Герхарда Шредера, отмечают аналитики.
Все это должно в том числе подготовить Италию к председательству в Евросоюзе, которое начинается в июле. Эксперты отметили, что Ренци воздержался от характерной для него критики в адрес ЕС с его политикой жесткой экономии, не нападал на канцлера Германии Ангелу Меркель и Пакт стабильности и роста, а также на тезис о размере бюджетного дефицита как главном показателе здоровья экономики. «Мы хотим Европы, к которой Италия обращается не только для того, чтобы следовать ее политической линии, но и для внесения фундаментального вклада в ее дела, потому что без Италии нет Европы», – сказал Ренци. Самый молодой в истории Италии премьер готов восстанавливать авторитет Рима в Брюсселе. Вместе с тем у Ренци обнаружилось и более разностороннее внешнеполитическое мышление: первый зарубежный визит он намерен совершить в Тунис, тем самым подчеркивая, что Италия является частью не только Объединенной Европы, но и Средиземноморского региона.
Вместе с тем наблюдатели упрекают Ренци в том, что он пока дает слишком мало конкретики, и ждут дальнейших деталей. «Маттео Ренци представил не правительственную программу, а самого себя», – пишет итальянская газета Stampa. Corriere della Sera еще неумолимей: «Слова ничего не значат. А его планы настолько неконкретны, что оставляют смешанное чувство недоумения. Его правительственное заявление звучало не как программа, а как перечень газетных заголовков. Это была смесь эмоций, сумбура и тяги к риску». «Господин Ренци выдвинул на передний план амбициозные реформы, но не смог дать внятного ответа на вопрос о том, как они будут финансироваться и претворяться в жизнь», – сетует управляющий директор консалтинговой компании Teneo Holdings Вольфганго Пикколи. Того же мнения Паола Таверна из «Движения пяти звезд»: «Это популизм и демагогия, было очень мало конкретики». Поверхностность высказываний Ренци глубоко смутила и лидера оппозиционной партии «Левые. Экология. Свобода» Ничи Вендолу, по мнению которого премьер работал на телеаудиторию.
И только один политик остался доволен выступлением Ренци. Сильвио Берлускони произнес такие слова: «Он сделал все, как я, он говорил с Италией». Партия 77-летнего миллиардера «Вперед, Италия!» находится в оппозиции, но у 39-летнего Ренци сложились с ним почти дружеские отношения. Ренци приглашал Берлускони в штаб-квартиру ДП в Риме и заручился его поддержкой по основным реформам. Сильвио называет Ренци «ироничным и забавным» и утверждает, что видит в нем молодого себя. Также ему нравится, что новый премьер младше его ровно в два раза. Тот, в свою очередь, никогда не подшучивает над судебной волокитой Берлускони и его вечеринками «бунга-бунга». И пока одни наблюдатели говорят об опасной близости Ренци к скандальному политику (поговаривают даже, что он включил судебную реформу в список приоритетных именно из-за многочисленных проблем кавальере с законом), другие отмечают, что Берлускони, возможно, готовит себе победоносное возвращение на случай, если правительство опять споткнется. Как-никак, я последний премьер Италии, напрямую избранный народом, любит напоминать он.