0
1848
Газета В мире Интернет-версия

20.02.2014 00:01:00

В Брюсселе впервые опробовали прямую демократию

Тэги: ес, приватизация, водоснабжение


ес, приватизация, водоснабжение Фото Reuters

Граждане Евросоюза выступают против приватизации национальных систем водоснабжения, особенно иностранными компаниями, так как это неизбежно приведет к повышению тарифов на коммунальные услуги. Таков смысл первой петиции, которую в рамках Европейской гражданской инициативы (ЕГИ) на днях обсудили с активистами Европарламент и Еврокомиссия. ЕГИ называют партисипативной, прямой и даже «народной» транснациональной демократией, но пожелания граждан вовсе не обязательно повлияют на политический курс Объединенной Европы.

Активисты кампании «Право на воду» (Right2Water) требуют обязать институты ЕС и государства-члены обеспечить всем жителям право на воду и санитарию к 2016 году, а также не распространять на водоснабжение «рыночный» подход и исключить его из процесса либерализации и из любых международных соглашений. Инициативу поддержали целый ряд НКО и Европейская федерация профсоюзов общественного обслуживания (ЕФПОО).

ЕГИ вступила в силу 1 апреля 2012 года в рамках Лиссабонского договора. Она позволяет гражданам ЕС собирать подписи под петициями, и, если их число составит или превысит 1 млн, Еврокомиссия будет обязана дать официальный ответ. Не менее чем в семи странах-членах должно быть получено хотя бы минимальное количество подписей, определяемое для каждой страны индивидуально, в зависимости от ее населения. В отличие от швейцарских референдумов прямая демократия по-брюссельски необязательно должна привести к конкретным законам и административным решениям.

Механизм прямой демократии увидел свет в связи с обвинениями в том, что простые граждане ЕС, предлагающие различные законодательные инициативы, не имеют доступа к его институтам и не получают оттуда ответа. «Нас все еще не слышат, но по крайней мере у нас есть чувство, что нас слушают – это уже очень много», – сказала президент ЕФПОО и председатель Комитета граждан инициативы «Право на воду» Анн-Мари Перре.

Как рассказал пресс-секретарь представительства ЕС в России Сорен Либориус, Лиссабонский договор дал гражданам возможность напрямую участвовать в разработке законодательства ЕС. По словам собеседника «НГ», Европейская гражданская инициатива – абсолютно новый инструмент демократии прямого участия, он не имеет прецедентов на транснациональном уровне. Это прямой канал, через который голоса граждан могут быть услышаны в Брюсселе. «Мы надеемся, что граждане ЕС, в особенности молодежь, воспользуются по максимуму этим новым правом, и ждем оживленных обсуждений с участием граждан из всех стран ЕС», – добавил Либориус.

Первое успешное применение ЕГИ нашло отклик у представителей различных институтов Объединенной Европы. Еврокомиссар по междуинституциональным отношениям и администрации Марош Шефкович заявил о партисипативной и «народной» демократии, а руководитель комитета Европарламента по охране окружающей среды Маттиас Грооте – о вехе в развитии прямой демократии в Европе. Теперь Еврокомиссия должна дать полный формальный ответ к 20 марта. Она может как изменить политический курс на основе предложенной петиции, так и просто поддержать ее без законодательных последствий, полностью или частично.

Инициатива «Право на воду» получила зеленый свет от 13 стран ЕС. Собрано 1,66 млн подписей, из них 1,24 млн – в Германии. Дело в том, что директива Еврокомиссии о заключении концессионных соглашений, одобренная 15 января Европарламентом и находящаяся в заключительной стадии адаптации, вызвала наибольшую обеспокоенность в Германии, Австрии и Нидерландах. Документ назвали попыткой превратить воду в товар и «приватизацией через заднюю дверь». Правящий Христианско-демократический союз Германии на своем съезде даже принял резолюцию против директивы с призывом исключить из нее воду.

Сказалось и недовольство «тройкой», в которую входит Еврокомиссия. По требованию международных кредиторов, будут приватизированы компании водоснабжения в Афинах и Салониках, а также Aguas de Portugal – национальная система водоснабжения Португалии, где, так же как и в Греции, иностранным инвесторам распродают государственные активы. «Важно, чтобы граждане имели возможность платить по разумным тарифам, отражающим их потребности, а не потребности акционеров компании водоснабжения. Сегодня они не стесняются отключать воду бедствующим семьям», – заострила проблему Перре.

Подвергшись общественному давлению, еврокомиссар по внутреннему рынку Мишель Барнье уже в феврале согласился на ограниченные поправки к директиве. Однако евродепутат группы «Зеленые – Европейский свободный альянс» Хайди Рюле заявила: «В предложении Барнье нет ничего нового. Он пускает пыль в глаза, чтобы успокоить общественное мнение». По словам эксперта лондонского Центра европейских реформ Стивена Тиндейла, Брюссель не будет менять своего курса на либерализацию общественных услуг из-за гражданской петиции.

По мнению Либориуса, ЕГИ – реальная возможность способствовать переменам. «В европейской истории есть много хороших примеров того, как инициативы граждан набирали вес и постепенно становились главными тенденциями и влияли на законодательство. Пожалуй, наилучшим примером этого является «зеленое» движение, которое сильно во многих странах ЕС», – полагает он.

Вместе с тем, как отметил в интервью «НГ» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, в США подобная практика существует давно и носит символический и имитационный в части прямой демократии характер, так как петиции не формируют повестку дня работы правительства, не определяют политику, но лишь обращают внимание на ту или иную проблему. Такие механизмы чаще всего служат дополнительным инструментом легитимации того курса, который администрация и так проводит или же дается формальная отписка. «В ЕС будет то же самое, – уверен эксперт. – Но это верное решение в части уменьшения дефицита демократии и падения авторитета институтов ЕС и евроинтеграции в последнее время в глазах европейцев вообще».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1100
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1322
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1577
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1142

Другие новости