Шииты оказали неоценимую услугу Асаду. Фото Reuters
Госсекретарь США Джон Керри раскритиковал Россию за поддержку режима Башара Асада. Он заявил: Москва поставляет оружие Дамаску, поэтому усилия по поиску дипломатического решения конфликта подрываются. По данным Керри, поддержку сирийскому правительству также увеличили Иран и ливанское шиитское движение «Хезболлах». Это укрепляет Асада и обнуляет усилия Женевы-2.
«России нужно стать частью решения, а не способствовать насыщению оружием и многим другим, что дает возможность Асаду удвоить силы», – цитирует госсекретаря США Джона Керри Wall Street Journal. По словам дипломата, Россия, Иран и ливанское движение «Хезболлах» будут «нести ответственность, если режим продолжит стоять на своем в переговорах и придерживаться жестокой тактики на местах».
Москва ведет военно-техническое сотрудничество с Дамаском. На это нет международных запретов. «Россия не меняет позиции – мы сотрудничаем с легитимным, всеми признанным правительством. Оттого что оно кому-то стало не по нраву, мы политику менять не будем», – заявил «НГ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Москва продает режиму Асада оборонительное оружие, а поставка С-300 пока заморожена.
Между тем, как говорят источники «НГ» в кругах, близких к военно-дипломатическим, ВТС между РФ и САР на протяжении конфликта претерпевало изменения. В самом начале конфликта оружие шло полным ходом, но сильно мешал запрет доставки вооружений через Босфор и Дарданеллы, оружие везли через Балтийское море и вокруг Европы. Когда эскалация конфликта стала очевидной, РФ решила воздержаться от поставок легкого стрелкового оружия, ожидая, что и другие зарубежные участники конфликта – Эр-Рияд, Доха, Анкара, Вашингтон, ряд европейских столиц – сделают то же самое. Но этого не произошло, насилие нарастало. Тогда поставки легкого стрелкового оружия возобновили. Это произошло в конце 2012 – начале 2013 года.
Госсекретарь США упрекает Москву, которая заверяет в приверженности цели создания переходного органа, но до сих пор якобы не сделала для этого ничего. «Совершенно очевидно, что Башар Асад скорее пытается одержать победу на поле боя, чем идет к столу переговоров с чистой совестью», – отметил он, призвав «надавить на режим», чтобы заставить его вести диалог иначе.
Позиции Дамаска усилились за последние полгода. Летом стало очевидно: против Асада воюют джихадисты. Они вступили в войну не только с ним, но также и с оппозиционной Сирийской свободной армией (ССА), которая не смогла осилить ни Асада, ни исламских радикалов. Режиму удалось избежать удара Запада, согласившись на химическое разоружение. Запуск переговорного процесса по подготовке Женевы-2 также позволил Дамаску укрепить позиции на внешнем поле.
К тому же шииты из Ливана оказывают серьезную поддержку Асаду. В частности, они помогли очистить дорогу для вывоза химического оружия из Центральной Сирии в порт Латакия через горный массив Каламун, контролируемый джихадистами. Лидер «Хезболлах» шейх Хасан Насралла заявил, что победа над суннитскими радикалами – вопрос лишь времени. Добровольцы из шиитского движения будут воевать до победы. «Мы не можем допустить установления контроля «Ан-Нусры» или «Исламского государства» над Сирией, потому что это неизбежно приведет их в Ливан, отчего пострадают все политические силы и религиозные общины», – подчеркнул он.
У противников режима дела идут не так хорошо. ССА вчера сменила командующего: Салим Идрис ушел как не справившийся с задачами, пост занял бригадный генерал Абдель аль-Иллах аль-Башир, командир южной группировки ССА на границе с Голанскими высотами. У Идриса большие проблемы: в декабре 2013 года «Ан-Нусра» захватила его штаб и склады с боеприпасами на границе с Турцией, Идрис бежал вначале в Доху, затем оказался в Стамбуле. Полевые командиры ССА обвинили его в коррупции: он якобы распродавал оружие экстремистам.
Деятельность джихадистов, о которой ранее умалчивал Запад, постепенно становится предметом обсуждения. Боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» оставляют за собой разрушенные города, усыпанные грудами непогребенных тел со следами надругательств, свидетельствует CNN. И даже «Аль-Каида» дистанцировалась от «Исламского государства», настолько велики зверства радикалов. Спонсоры террора, похоже, также меняют тактику. Reuters приводит факты смены векторов в Саудовской Аравии, которая начала осознавать опасность возвращения 2 тыс. экстремистов на родину по окончании войны. Недавно был издан королевский указ: от 3 до 20 лет тюрьмы тем, кто уходит воевать в САР. Специальной службе мониторинга Интернета поручено нейтрализовать деятельность групп, вербующих воинов джихада через Всемирную паутину.
Ключ к решению проблемы пытается подобрать Guardian: одновременное давление со стороны Москвы и Вашингтона на обе стороны конфликта с тем, чтобы объединить усилия Дамаска и светской оппозиции для борьбы с джихадистами. Одновременно нужно создать временное правительство из представителей режима и оппозиции и блокировать поставки оружия – для этого Иран, Катар, Саудовская Аравия, Турция должны сформировать контактную группу. Сложно не согласиться с Guardian: именно такой вариант обсуждался главами дипломатии РФ и США несколько недель назад – запуск второго трека, параллельного Женеве-2, с участием этих стран плюс РФ и США. Необходимы прямые контакты США и САР. В тот момент, когда РФ ведет переговоры с сирийской оппозицией – как внутренней, так и внешней, США с Асадом не контактируют. Это не полезно для женевского процесса.