Встреча в штаб-квартире Европейского совета была короткой и напряженной. Фото Reuters
Вчера в Брюсселе состоялся 32-й саммит Россия–ЕС. Впервые встреча на высшем уровне проходила в усеченном формате, в чем эксперты усмотрели крайнюю напряженность в отношениях Москвы и Брюсселя. Президента Владимира Путина ожидали не приятные беседы, а, как выразился глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, «открытая дискуссия», в том числе по Украине.
Путин прилетел на переговоры с лидерами Евросоюза в разгар обострения отношений Москвы и Брюсселя из-за решения президента Украины Виктора Януковича не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Это решение, подкрепленное финансовой помощью РФ, привело к беспорядкам с применением насилия в Украине.
Протестные настроения, правда, в экзальтированном варианте, докатились вчера до Брюсселя. Две обнаженные по пояс активистки украинского движения FEMEN попытались продемонстрировать недовольство политикой Москвы перед штаб-квартирой Европейского совета. Еще до прибытия российской делегации полиция блокировала женщин, скандировавших по-английски «Свободу активистам!», и вывезла их на микроавтобусах в комиссариат для дачи показаний.
В свою очередь, ЕС обвиняет Россию в оказании давления на Украину и другие постсоветские республики, рассматривающие возможность укрепления отношений с Евросоюзом в рамках программы «Восточное партнерство». Во избежание обмена резкими упреками, встреча в Брюсселе была сокращена до трех часов, а официальный ужин, который традиционно предшествует переговорам, вообще отменен. Вместо этого европейская сторона предложила провести пленарное заседание с ограниченным числом участников и рабочий ланч, в ходе которых обсудить ситуацию в Украине и другие вопросы, по которым у сторон накопились разногласия.
«Тот факт, что двухдневный саммит свели к трехчасовому общению, свидетельствует, что его участники согласны с тем, что чем короче переговоры, тем меньше шансов на скандал, – сказал в беседе с «НГ» председатель президиума Совета по внешней оборонной политике Федор Лукьянов. – Стороны не собирались подписывать какие-либо документы, а вести долгие дискуссии по сюжетам, которые нас разделяют, посчитали бессмысленным».
По мнению политолога, нынешний формат саммита – очевидный сигнал, что Москве и Брюсселю нужна совсем другая повестка дня. В самом деле, сколько можно обсуждать новое базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. «Его подписание все еще не просматривается, так как стороны не считают этот документ столь уж важным, – отметил Лукьянов. – Хотя на словах все «за», новое соглашение не является приоритетом, ради которого следует работать засучив рукава над компромиссами».
Напомним, что оно призвано заменить документ, вступивший в силу в 1997 году. Хотя его срок и истек в 2007-м, он автоматически продлевается каждый год, пока Россия и ЕС не утвердят новый договор. При этом Евросоюз хотел бы видеть в нем пассажи о либерализации торговли. Он критикует такие меры по защите российского рынка, как введение утилизационного сбора на автомобили, запрет импорта живых свиней и повышение импортных пошлин на грузовики из ряда европейских стран. По данным мониторинговой службы Global Trade Alert, в 2013 году Россия, вопреки членству в ВТО, ввела больше протекционистских мер, чем любая другая страна. У России же есть много вопросов к так называемому Третьему энергопакету ЕС. Ведь энергетическая тематика должна играть в контексте нового базового соглашения одну из ключевых ролей.
Что касается визовой проблемы, то Москва рассчитывала на вчерашнем саммите подписать документ об облегчении визового режима со странами Шенгенского соглашения. Однако в Брюсселе потребовали дополнительных консультаций по уже, как уверяет Москва, готовому еще к прошлому маю соглашению. В качестве одного из препятствий называют требование России предоставлять персональные данные авиапассажиров из Европы. Теперь документ может быть подписан не раньше следующего саммита Россия–ЕС.
Одновременно в Брюсселе четко дают понять, что безвизовый режим – это отдаленная перспектива. Как говорится в последнем докладе еврокомиссии, для его установления России предстоит устранить проблемы в сфере прав человека, контроля за миграцией и в борьбе с коррупцией. Глава МИД РФ Сергей Лавров полагает, что ЕС намеренно затягивает работу, считая политически нецелесообразным облегчить визовые формальности с Россией раньше, чем со странами «Восточного партнерства».
Похоже, политика в отношении бывших советских республик превратилась в один из главных раздражителей. По мнению Майкла Эмерсона, старшего исследователя Центра европейских политических исследований в Брюсселе (в 1991–1995 годах он был послом ЕС в Москве), отношения между Россией и ЕС не были столь напряженными со времени пятидневной войны в Закавказье в 2008-м.
Источник Reuters в ЕС на условиях анонимности сообщил, что председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и Баррозу заявили Путину о недопустимости «вмешательства и угроз», подчеркнув, что Украина и бывшие советские республики должны принимать решения самостоятельно. В то же время они не стали упоминать о возможных санкциях Евросоюза против украинских политиков. Впрочем, как сообщает Monde, перечень карательных мер уже готов: от замораживания активов некоторых украинских чиновников до полной приостановки торговых отношений с Киевом.
Любопытно, что перед саммитом комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер рекомендовал Москве и Брюсселю не вступать в конфликт из-за Украины. «Перетягивание Киева к Москве или к Брюсселю не приведет ни к чему. Тут могут быть только проигравшие, – заявил он в интервью газете Bild. – Нам нужен подлинный баланс экономических интересов всех трех сторон».
Хотя обе стороны призвали к прекращению насилия в Украине, совместного заявления по итогам встречи принято не было. «Это не саммит об Украине, – заявил постпред России при ЕС Владимир Чижов. – Но, конечно, драматические события в этой стране вызывают серьезную озабоченность у России и у ЕС».
Не меньшую озабоченность в Брюсселе вызывают предстоящие в мае выборы в Европарламент и утверждение нового состава руководящих органов Евросоюза. Так что в определенной степени вчерашний саммит позволил подвести итоги работы России с нынешним руководством ЕС.