Теракт на площади Тяньаньмэнь стал одним из самых резонансных в последние годы. Фото Reuters
Генсек ЦК КПК Си Цзиньпин провел заседание Постоянного комитета Политбюро по Синьцзяну. На нем была принята новая стратегия: использование не столько силы, сколько социально-экономического развития для искоренения сепаратизма в районе, где в последние месяцы произошло несколько кровавых стычек населения с полицией. События напоминают происходящее на Северном Кавказе. Но главная причина недовольства коренных жителей – наплыв китайцев на эту окраину Поднебесной, полагают эксперты.
Заседание Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК носило секретный характер. Официальных отчетов о нем в прессу не передано. Но пекинская Global Times сообщила: партийный орган, осуществляющий повседневное руководство страной, решил изменить стратегию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР).
Главный упор будет теперь делаться не на насильственное подавление исламского экстремизма, а на социально-экономическое развитие региона.
«Руководство в центре хорошо знает положение в Синьцзяне, и оно сделало верный шаг. В то время, как другие регионы страны могут сосредоточить усилия на экономическом росте, развитие в Синьцзяне останется пустой болтовней, если не будет решена проблема безопасности», – сказал репортерам местный чиновник, пожелавший остаться анонимным.
После заседания в Пекине состоялись совещания партийных деятелей на местном уровне. Хотя они тоже носили закрытый характер, свет на планы КПК проливают и высказывания секретаря парткома автономного района Чжан Чуньсяня. Он заявил, что для поддержания стабильности необходимо учитывать настроения уйгуров и их запросы. Решено, в частности, создать промышленные предприятия, на которых потребуется много рабочих рук.
СУАР граничит с несколькими республиками СНГ, а также с Афганистаном и Пакистаном. В минувшем году напряжение в автономном районе возрастало. Там имели место по меньшей мере семь террористических актов и два бунта. В результате, как передало агентство PTI, погибли десятки людей. В октябре боевики на джипе атаковали даже главную площадь государства Тяньаньмэнь. Машина врезалась в группу туристов. Погибли пять человек, ранены 40. Как было установлено, нападение организовала группировка Исламское Движение Восточного Туркестана (ETIM), связанная с «Аль-Каидой».
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что «Синьцзян играет все более важную роль во внутренней и международной политике Пекина. Во-первых, он переносит фокус своих экономических планов на западные районы, которые отстали в развитии от восточных провинций. Синьцзян мог бы внести в эти усилия большой вклад, поскольку там находятся крупные запасы нефти и других полезных ископаемых.
Во-вторых, Китай выдвинул лозунг восстановления древнего Шелкового пути и наращивает политические, экономические и транспортные связи с бывшими советскими республиками.
Однако у этой медали есть и обратная сторона. В некоторых азиатских государствах СНГ и Синьцзяне национальный состав населения сходный. Уйгуры, казахи живут по обе стороны границы. Отсюда опасность перетекания через нее сепаратистских идей. Тем более что сепаратистские лозунги сливаются с проповедями исламских экстремистов, призывающих к очищению Синьцзяна от «неверных».
«Словом, проблемы Пекина в Синьцзяне имеют немало общего с теми, что пытается решить Москва на Северном Кавказе. В Кремле видят, к каким последствиям могла бы привести дестабилизация в Центральной Азии, и сотрудничают с Пекином в противодействии терроризму. Это взаимодействие налажено в рамках Шанхайской организации сотрудничества», – заключил эксперт.
Однако, как отмечает интернет-сайт Eurasiareview, нет достаточных доказательств того, что стычки всегда провоцируют исламские экстремисты. Нападениям, во время которых часто применяются такие примитивные орудия, как топоры и ножи, подвергаются полицейские и простые китайские рабочие. Эти акты насилия – результат возмущения уйгуров политикой Китая.
Дело в том, что эта политика привела к изменению демографического состава автономного района. Пекин в течение десятилетий поощрял переселение китайцев в Синьцзян. Если в 1940 году уйгуры составляли более 80% населения, то сейчас на них приходится около 46%. Китайцев в автономном районе – примерно 39%.
Китайские переселенцы выиграли от больших капиталовложений, которые сделало государство. А уйгуры чувствуют себя обделенными.