Артобстрел в сирийском городе Алеппо, 22 декабря 2013. Фото Reuters
До старта международной конференции по урегулированию в Сирии Женева-2 осталось чуть менее месяца. Помимо представителей сирийского правительства и оппозиции в ней примут участие делегаты 26 стран. Участие Ирана пока под вопросом, о чем стало известно по итогам очередного раунда трехсторонних консультаций в формате Россия–США–ООН.В конце минувшей недели в Женеве вновь собрались ответственные дипломаты из России, США и ООН с целью подготовки конференции по Сирии. К консультациям подключились представители других государств «пятерки» постоянных членов Совбеза ООН, соседей Сирии, Лиги арабских государств (ЛАГ) и ЕС.
Главный результат встречи состоит в подтверждении ранее зафиксированных сроков созыва Женевы-2. Давно ожидаемый и неоднократно переносившийся форум откроется 22 января 2014 года в Монтре, что в 60 км от Женевы. Участники консультаций были едины в том, что запуск на платформе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года межсирийских переговоров призван без промедления положить конец кровопролитию. Целью конференции провозглашено достижение соглашения между правительством и оппозицией по вопросу создания переходного органа управления, обладающего полноценной властью.
Как сообщил по окончании консультаций замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов, сирийское правительство уже сформировало делегацию, которая «будет представительной, профессиональной». Касаясь же участия оппозиции, Гатилов написал в Twitter: «Мы до сих пор ждем готовность оппозиции без предварительных условий принять участие в Женеве-2».
За месяц до открытия форума все еще проблема понять, насколько представительной будет делегация оппозиции, и на этот счет поступают противоречивые сведения. Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС), которую позиционировали как чуть ли не единственного законного представителя сирийцев, не демонстрирует единства, из нее выходят отдельные группы и деятели. Скорее всего состав переговорщиков будет обнародован после 7 января, когда в Стамбуле состоятся перевыборы руководства НКСРОС. По словам ее представителя Мишеля Кило, оппозиция должна быть представлена единой делегацией под руководством НКСРОС, а также независимыми политиками и экспертами.
«Понимаем, что добиться мира в Сирии будет очень непросто – ведь помимо сирийских сторон, представители которых сядут за стол переговоров, в этой стране воюют террористы и экстремисты, с которыми никто не собирается поддерживать диалог, – сказал в субботу глава МИД РФ Сергей Лавров. – Наоборот, необходимо способствовать объединению усилий правительства и оппозиции в противостоянии экстремистским силам в Сирии».
Российская делегация акцентировала внимание на том, что целесообразно согласовать представительный состав внешних участников форума, пригласив на него влиятельных региональных игроков, включая Иран. Однако в числе 26 стран, которые перечислил спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии Лахдар Брахими, Иран не фигурировал. Ведь США не убеждены, что приглашение было бы «правильным шагом».
Отвечая в Вашингтоне на вопрос, почему участие Тегерана представляет собой проблему, представитель Госдепартамента Дженнифер Псаки напомнила, что «все участники предстоящей конференции должны принять Женевское коммюнике от 30 июня 2012 года». Иран же, по ее словам, пока этого не сделал. Поэтому обсуждение вопроса об участии Ирана будет продолжено.
Как стало известно «НГ», на следующий день после открытия участники конференции переедут в Женеву, где пройдет основной этап переговоров между представителями власти и оппозиции. Главы МИДов стран-участниц разъедутся по своим столицам, откуда будут следить за ходом переговоров. В случае достижения конкретных договоренностей они вернутся, чтобы подписать новое Женевское коммюнике. А возможно, еще более значимый документ, который позволит сохранить Сирию как светское, суверенное, территориально целостное государство.