Принц Турки бин Фейсал иногда предпочитает европейский стиль одежды. Фото Reuters
США решили возобновить поставки нелетального оружия сирийской оппозиции, приостановленные в конце минувшей недели. Об этом телеканалу ABCnews заявил госсекретарь Джон Керри. По его словам, поставки снаряжения возобновятся «очень скоро». Это решение принято из-за ощутимого силового превосходства исламских радикалов над прозападными силами оппозиции. Запад начинает признавать, что бойню в Сирии не прекратить без договоренности между Ираном и Саудовской Аравией.Джихадисты укрепляют силы. «Ан-Нусра» воюет близ Дамаска, «Исламское государство Ирака и Леванта» вытесняет Свободную сирийскую армию (ССА) с территорий, отвоеванных у правительственных войск, устанавливает свой контроль, не допуская гуманитарные грузы и захватывая население в заложники. Активные боевые действия идут в 20 км к северо-востоку от Дамаска, близ города Адра, захваченного боевиками «Ан-Нусры». СМИ пишут о казни более 90 пленников, включая женщин и детей. Война идет и в Алеппо, восточный и центральный районы которого под контролем оппозиции. Правительственная армия атакует с воздуха. По данным правозащитников из Лондона, потери среди мирного населения в результате воскресной бомбардировки составили около 35 человек.
На фоне этих событий идет подготовка Женевы-2, назначенной на 22 января. 20 декабря в Швейцарии состоится встреча тройки по Сирии: РФ–США–ООН на уровне заместителей глав дипломатии. Очевидно, что мирные переговоры не могут проходить без достижения компромисса между Ираном и Саудовской Аравией, ключевыми региональными державами, ведущими в Сирии скрытую войну, пишет в понедельник Guardian. Такое признание звучит со страниц западной прессы впервые: ранее речь шла о том, что в Сирии идет борьба народа с деспотическим режимом за свободу и демократию. Спустя более 2,5 года после начала сирийского кризиса на Западе признали факт, о котором российские аналитики говорили с первых дней противостояния. «Саудовская Аравия оказывает значительное влияние на исламистских повстанцев, тогда как Иран имеет решающее значение для выживания Асада», – пишет издание. Новый президент ИРИ может перестать поддерживать Башара Асада, а Саудовская Аравия может использовать свое влияние на боевиков, чтобы они не тревожили соседей Сирии в течение длительного времени.
С рассуждениями издания согласиться сложно: несмотря на то что сирийский режим стал действительно большой внешнеполитической проблемой для Тегерана, последний вряд ли решится предать Асада, едва ли не единственного шиитского союзника, находящегося у власти. Хотя бы потому, что это серьезно ослабит ИРИ как в регионе, так и в мире. Что касается возможностей Эр-Рияда по влиянию на боевиков, то они представляются небезграничными. С одной стороны, без финансовой и военно-технической поддержки джихадистам воевать невозможно, с другой – клоны «Аль-Каиды» не имеют центрального управления, поэтому обуздать их вряд ли удастся.
Ирану и Саудовской Аравии практически невозможно договориться, полагает Владимир Сотников, старший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН. «У них коренные противоречия: Саудовская Аравия никоим образом не хочет уступать Ирану роль гегемона, Иран, в свою очередь, тоже не хочет уступать, – пояснил он «НГ. – Кроме того, Саудовская Аравия не верит, что Иран не создает ядерное оружие, поэтому периодически вбрасывает в прессу заявления: если Тегеран создаст ядерное оружие, то Эр-Рияд тоже его приобретет». В то же время, по мнению Сотникова, в ходе Женевы-2 дипломатам двух этих стран полезно выслушать точки зрения союзников и противников. «Конференция может принять рамочное соглашение по дальнейшему будущему Сирии. Не исключено, что в рамках этого соглашения Иран и Саудовская Аравия смогут договориться о правилах игры», – полагает он.
Но Саудовская Аравия, судя по всему, пока не готова к компромиссам. Доказательство тому – отказ главы МИД королевства от встречи с иранским коллегой, высказанный две недели назад. Кроме того, недовольство политикой США, о котором высокие саудовские чиновники говорят с того момента, как Вашингтон отказался от военного вмешательства в сирийский кризис и предпочел заняться химическим разоружением Асада. В минувшие выходные принц Турки бин Фейсал, экс-глава разведки королевства, резко критиковал США за «почти преступную халатность». Они не поддержали в должной мере умеренную оппозицию, оставив ее один на один с «убийственной машиной Асада» и вооруженными значительно лучше радикальными исламистами. Эр-Рияд также обеспокоен тем, что США ведут переговоры с ИРИ, не ставя в известность союзников. Саудовцам необходимо ослабить иранцев. «Игра в гегемонию в отношении арабских стран неприемлема, – цитирует принца Reuters. – Мы не станем носить иранские одежды подобно тому, как не носим одежды европейские».
В понедельник войска Ливана и Израиля были приведены в состояние повышенной боеготовности после того, как ливанские военнослужащие застрелили израильского солдата. В ту же ночь на КПП ливанской армии в Сайде был совершен теракт с применением пояса смертника. Кто именно дестабилизирует ситуацию в многоконфессиональном Ливане, втянутом в сирийский кризис, пока неизвестно. Очевидно одно: ситуация в регионе накаляется.