Дэвид Кэмерон и Ли Кэцян против барьеров в торговле. Фото Reuters
Преобразования в Китае затмили английскую промышленную революцию, заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, прибыв в Пекин. Расточая комплименты хозяевам, он надеется положить конец размолвке с китайцами по тибетскому вопросу и продвинуть интересы британского бизнеса в Поднебесной. Предлагается даже создать зону свободной торговли между КНР и ЕС. Но в Брюсселе к этой инициативе отнеслись холодно.
Главу британского правительства Дэвида Кэмерона, прилетевшего вчера в Пекин, сопровождают примерно сто бизнесменов. Никогда раньше там не бывало столь многочисленной делегации из Англии, передало агентство Reuters. Главная цель визита состоит в том, чтобы расчистить дорогу британскому бизнесу в Поднебесной и китайскому бизнесу в Соединенном Королевстве.
Кэмерон заявил, что ради этого готов взять на себя роль адвоката Китая на Западе. Он также не скупился на комплименты хозяевам, сказав, что преобразования в Китае затмили промышленную революцию в Англии, происшедшую два века назад. Глава британского правительства сказал, что Китай уже сделал капиталовложения в аэропорт «Хитроу», аэропорт Манчестера, атомную электростанцию «Хинкли Пойнт». Будут также приветствоваться инвестиции и в высокоскоростную железнодорожную сеть.
Правда, на пути расширения торговли и экономического взаимодействия стоят «некоторые» элементы в Европе и других местах, которые «хотят запереть Китай за бамбуковым занавесом торговых барьеров. Британия хочет снести эти барьеры», заявил премьер.
Из выступления ясно, что интригуют против снятия барьеров чиновники и политики Евросоюза. Британия ратует за создание зоны свободной торговли между Китаем и ЕС. По мнению Лондона, тарифы должны быть сокращены в 20 ключевых секторах, в том числе в автопромышленности, фармацевтике, производстве механических и электрических товаров. Это привело бы к росту торговли к 2020 году до 1 трлн долл.
Однако в некоторых странах ЕС опасаются наплыва дешевого китайского экспорта. Там также сильно сомневаются в том, что Китай захочет открыть свои рынки. В этом году уже произошло несколько серьезных споров из-за ввоза китайских солнечных батарей и стали.
Настойчивость Лондона вызовет раздражение у Еврокомиссии. Кроме того, конкуренты Британии в Европе, вероятно, поставят в ответ вполне закономерный вопрос: как совместить инициативу Лондона с тем, что он собирается провести референдум, от исхода которого будет зависеть, оставаться ли в ЕС самой Британии?
Премьер-министр Китая Ли Кэцян, естественно, в курсе противоречий внутри блока. Но, приветствуя гостя, он сделал упор на позитиве в двусторонних отношениях. Подтвердив желание Китая сотрудничать с Британией в области атомной промышленности и железных дорог, он сказал, что КНР также хочет приобрести долю в энергетических проектах в Соединенном Королевстве.
В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков отметил, что «расширяя экономические связи с Европой, Китай добивается взаимозависимости в отношениях с ней. Со стороны ЕС были попытки оказывать давление на Китай по линии ВТО. Европейцы также поднимали тему сепаратизма, событий в Тибете. В Пекине считают, что когда китайские инвестиции достигнут большого объема, то партнеры не будут вносить подобные вопросы в повестку дня переговоров.
Инвестиции – это главный козырь Пекина, новый лидер КНР Си Цзиньпин будет чаще прибегать к экономической дипломатии, чем его предшественник. В принципе ничего нового тут нет. Китайцы просто осваивают те приемы, которые давно практикуются в мировой политике». Сейчас инвестиции Китая в Европе превышают инвестиции Европы в Китае. У Китая есть деньги, и в некоторых странах смотрят на китайские инвестиции как на манну небесную. Ведь больше неоткуда ждать капиталов, отметил эксперт.
Что касается фактора Тибета в отношениях Лондона и Пекина, британская пресса вынесла весьма неприятный для Кэмерона вердикт. Как пишет Financial Times, премьер ослабил свой статус в глазах китайцев, когда капитулировал перед ними, заявив в парламенте ранее, что выступает против независимости Тибета.