Фото Reuters
Прошло более 20 лет с начала мирного процесса, порожденного мирной конференцией в Мадриде в 1993 году. С тех пор мы постоянно ведем переговоры с Израилем и подписали с ним множество соглашений. Уже в 1998 году можно было предположить, что мы пришли к согласию по всем вопросам окончательного урегулирования. Однако Израиль избрал тактику затягивания, к которой прибегает по сей день. Переговоры превратились в бесконечный процесс.Каждый раз при смене главы израильского правительства новый премьер хочет начать переговоры с нуля. Во времена Эхуда Ольмерта мы начали переговоры в 2008 году после встречи в Аннаполисе (США). Восемь месяцев переговоров привели к значительному сближению позиций по вопросам безопасности, Иерусалима, границ, водных ресурсов и беженцев. Один из них – о безопасности – был решен окончательно, но как только мы по нему договорились, Ольмерт был неожиданно отправлен в отставку. Это было в начале 2009 года. Новый премьер Нетаньяху не признал результатов, достигнутых на переговорах.
Переговоры возобновились в начале августа нынешнего года. Перед этим была подготовлена правовая база для реализации «решения о двух государствах». Согласились, что основой переговоров будут границы 1967 года, и установили временной предел для окончательного урегулирования – от шести до девяти месяцев – на все вопросы, включая Иерусалим, беженцев, границы, поселения, водные ресурсы, безопасность и палестинских заключенных. На этой основе переговоры возобновились.
Прошло 16 раундов переговоров, но нельзя сказать, что удалось достичь сколько-нибудь значительных результатов. Все, что сделал Израиль, убеждает в несерьезности его подхода. При этом надо особо выделить продолжающееся строительство Израилем поселений на тысячи жилищных единиц на палестинских землях, на которых должно быть построено независимое палестинское государство. Как может Израиль убедить мир в своем серьезном отношении к перспективе существования бок о бок двух государств, если он ежедневно подрывает основные составляющие палестинского государства – он строит поселения на землях, с которых должен уйти, так как это оккупированные палестинские территории. Более того, Израиль ежедневно разрушает жилища палестинских граждан в Иерусалиме, в Аль-Агваре (вблизи Иерихона) и в других районах. Израильские военные многократно врывались в палестинские города, деревни, в палестинские районы, производя аресты палестинских граждан. На сегодняшний день около 5 тыс. палестинцев находятся в заключении, их используют в политических целях в качестве заложников.
Компромиссное решение было представлено палестинцами в 1988 году, когда было провозглашено Государство Палестина на всего лишь 22% исторической территории Палестины. Это земли, оккупированные Израилем в 1967 году. Мы не требуем создания палестинского государства на 46% исторической территории Палестины, как это было указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1947 года о разделе Палестины. В действительности уступки и компромиссы требуются от Израиля как страны-оккупанта, а не от палестинцев.
В рамках нынешних переговоров нами придается большое значение вопросам экономики и развития, но не в качестве альтернативы политическому решению, а как дополнение к нему. Мы сталкиваемся с тем, что политика Израиля является единственным препятствием на пути осуществления экономического развития в Палестине, народ которой более 65 лет страдает от оккупации.
Власти Израиля не позволяют палестинскому государству использовать и распоряжаться тем, чем богаты Палестина и ее недра. К примеру, Израиль мешает нам пользоваться своим побережьем Мертвого моря, оно, как известно, протянулось на 38 км. Если бы Палестине было разрешено распространить свой суверенитет на эту часть побережья Мертвого моря, то она смогла бы построить там много туристических сооружений и получать с них доход. Не говоря уже о том, что Израиль распространил свою власть на район Аль-Агвар, крупный производитель продуктов питания. В руках израильских властей находятся источники водных ресурсов на Западном берегу.
Оккупация – главная причина нашей нужды в экономической помощи. Когда оккупация закончится, нам никто не будет нужен: ведь у нас есть мечеть Аль-Акса, храм Гроба Господня, храм Рождества Христова и земля, богатая дарами природы. У нас есть все необходимое: интеллектуальные и человеческие ресурсы с хорошим образованием – и мы могли бы создать образцовое развитое и процветающее государство и смогли бы помогать другим. Пока же инвестиции в Палестине зависят от прогресса на переговорном направлении. Ведь без политической стабильности трудно создать инвестиционные проекты, которые смогли бы раскрутить колесо палестинской экономики.
Такие перспективные возможности у нас существуют. Много лет назад были обнаружены значительные запасы природного газа в наших водах Средиземного моря напротив сектора Газа, но мы до сих пор не смогли воспользоваться этими запасами, в том числе и из-за препятствий, чинимых Израилем. Оккупационные власти даже ведут добычу ограниченного количества нефти из палестинских земель, расположенных вдоль границы с Израилем, что является нарушением международного права.
Мы активно ведем исследования, работаем над созданием сильной экономической структуры Государства Палестина. Если мир между нами и израильтянами будет достигнут, это откроет перспективы будущего сотрудничества между двумя странами как в области нефти и газа, так и в других областях. Государство Палестина также открыто для сотрудничества в этих областях со всеми странами мира и прежде всего с дружественной Российской Федерацией.
В настоящее время палестинское правительство работает над последними этапами технического оснащения оборудованием для добычи нефти на нефтяном поле Рантис в районе Рамаллаха. В ближайшие недели палестинское правительство подпишет также соглашение с компанией BritishGas на добычу газа на побережье Газы. Добыча там должна начаться в 2017 году и, как ожидают, будет приносить ежегодно прибыль в размере 150 млн долл.