Фото Reuters
Президент США приступил к разъяснению пользы от сделки с Ираном ведущему союзнику на Ближнем Востоке. Однако Израиль считает подписание промежуточного соглашения между «шестеркой» и Тегераном исторической ошибкой и заявляет о намерении подыскать союзника, альтернативного Америке. Но пока главную поддержку он получает в США от членов Конгресса. Обаме снова предстоит серьезная работа с законодателями, чтобы договоренности с ИРИ не были сорваны.Сразу после подписания первичного соглашения между ИРИ и «шестеркой» президент США Барак Обама провел телефонные переговоры с лидером Израиля Биньямином Нетаньяху. Он предложил израильтянину незамедлительно начать консультации по поводу следующего этапа переговоров с Ираном о полномасштабном соглашении по ядерной программе. Он сказал, что не допустит создания в ИРИ ядерного оружия и что для США важна безопасность Израиля. Нетаньяху, напомним, назвал исторической ошибкой подписанное в Женеве соглашение. А глава МИД Израиля Авигдор Либерман заявил: срочно необходим новый союзник взамен США. Он заявил: «Связи между Израилем и его главным стратегическим партнером Соединенными Штатами ослабли... Нам надо искать страны, которые не зависят от денег из арабского или исламского мира и хотели бы сотрудничать с нами на основе новых взглядов на ситуацию». Но имен возможных союзников Либерман не назвал.
По мнению Теодора Карасика, директора отдела исследования и развития Военно-аналитического института Ближнего Востока и Персидского залива (INEGMA), для Израиля не существует вариантов, кроме Америки. «Комментарий Авигдора Либермана – часть шумихи, поднявшейся в Израиле по поводу первичного соглашения с Ираном. Эта риторика не полезна для Тель-Авива. Хотя все понимают, что Либерман известен провокативными заявлениями, отражающими позицию израильских консервативных кругов. Конечно, замены Соединенным Штатам для Израиля не существует», – заявил он «НГ».
В рамках антииранской тематики Тель-Авив не первый год ведет консультации со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. В последнее время сообщалось о возможном альянсе между Израилем и Саудовской Аравией. Но аналитики сомневались, что союз на какой-либо почве может состояться, учитывая исторически сложившуюся антиизраильскую риторику Эр-Рияда, союзничество с США и стремление к региональному лидерству. Вместе с тем в постоянно меняющемся арабском мире сегодня возможны всякие ситуативные альянсы.
Саудовская Аравия, главный конкурент ИРИ в регионе, официальных заявлений не делала. Но Абдалла аль-Аскяр, глава комитета по международным делам Консультативного совета Саудовской Аравии, не скрывал эмоций: «Жители всего Ближнего Востока не смогут спокойно спать после достижения соглашения между Ираном и крупнейшими державами». О позиции королевства по ИРИ сообщал не так давно WikiLeaks: король Абдалла призывал Обаму «отрезать голову змее». Теперь у Эр-Рияда нет другого варианта действий, кроме как настаивать на полном и неукоснительном соблюдении Ираном всех условий сделки. Если что-то пойдет не так, то королевство скорее всего реализует давнее намерение обзавестись ядерным оружием.
В такой ситуации Тель-Авив может попытаться доставить несколько неприятных минут Вашингтону. Во-первых, сорвать или усложнить мирный процесс, во-вторых, начать активную работу внутри США, чтобы настроить общественное мнение против сделки с Ираном. Обама серьезно рискует хотя бы потому, что результат сделки неочевиден: или создание ядерного Ирана, или подписание всеобъемлющего соглашения. Рейтинг президента США сегодня составляет всего 41% – это самый низкий показатель за все время его президентства. И 56% американцев поддерживают мирное решение иранской проблемы. Это значит, что успех сделки укрепит позиции американского лидера.
Соглашение «является одним из основных тектонических сдвигов в регионе и перестраивает всю шахматную доску», пишет Guardian. Обама стремится не допустить Иран к производству ядерного оружия и не дать втянуть США в новую войну на Ближнем Востоке. Кроме того, при позитивном развитии отношений США–ИРИ Тегеран смог бы стать хорошим посредником в афганском урегулировании и сирийском кризисе. Тогда Обама смог бы реализовать новую стратегию – перенос акцента внешней политики на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Но если он не получит поддержки Конгресса, успех под вопросом. С Обамой спорят и республиканцы, и демократы. Сенатор-демократ Чак Шумер заявил: в соглашении есть диспропорция в пользу ИРИ, поэтому возможна двухпартийная поддержка новых жестких мер в отношении Тегерана, передает CNN. По словам конгрессмена-демократа Элиота Энгела, сделка серьезно затрудняет продолжение нынешнего эффективного санкционного воздействия. Такая позиция парламентариев подрывает авторитет Обамы на внешнем поле. Алекс Кастелланос, республиканец, сделал жесткое заявлением: «Когда вы находитесь в слабой позиции как политический лидер США, то становитесь более подвержены тем вещам, которым подвергаться не следует».
Итак, у Тель-Авива есть шанс найти союзников на Капитолийском холме. А это значит, что уже в ближайшее время президенту США и госсекретарю предстоит нелегкая разъяснительная работа как с однопартийцами, так и с оппонентами.