Президент Египта Адли Мансур (в центре) принял участников российско-египетской встречи в формате «2+2». Фото Reuters
Сразу два ключевых российских министра – глава МИДа Сергей Лавров и глава Минобороны Сергей Шойгу – провели в Каире переговоры в формате «2+2» с египетскими коллегами: главой МИДа Набилем Фахми и министром обороны Абделем Фаттахом ас-Сисси, вице-премьером правительства. В новейшей истории российско-египетских отношений такой формат задействован впервые, а визит главы военного ведомства России – первый за последние 40 лет. В центре внимания переговоров – продажа российского оружия арабской республике. На фоне временного отступления США в военно-техническом сотрудничестве с АРЕ Россия идет в наступление.Общая сумма потенциальных контрактов, по оценке ряда экспертов, может составить 4 млрд долл. Впрочем, как заявил «НГ» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, член делегации Минобороны России, проведшей переговоры в АРЕ, сумма все же более скромная: «Перспективы на сотни миллионов, если не на миллиард».
По его словам, Египет заинтересован прежде всего в закупках систем ПВО и военных самолетов: «На С-300 у них, я думаю, денег не хватит, да и нам самим они нужны. Египтянам уже были поставлены системы малой и средней дальности Тор-М2, Бук-М2. Но если ранее они покупали их в гомеопатических дозах из-за нехватки денег, то сейчас могут увеличить эти закупки. Конечно, мы были бы заинтересованы, чтобы египтяне взяли у нас истребители МиГ-29. Они тоже будут продвигаться на египетский рынок». Армия АРЕ на сегодняшний день оснащена советскими ПВО на 60%. В парке военных самолетов арабской республики есть МиГ-21, но это старые модели. По данным экспертов, Каир также интересуется российскими Су-30, учебно-боевыми самолетами Як-130, военно-транспортными вертолетами Ми-17 и ракетными катерами.
Теодор Карасик, глава отдела исследований и развития Военно-аналитического института Ближнего Востока и Персидского залива (INEGMA) заявил «НГ», что у египтян наверняка есть целый список к переговорам: «от передовых истребителей до специального оборудования для борьбы с беспорядками и проведения полицейской разведки».
Подводя итоги встречи, Сергей Шойгу заявил в Каире, что договорился с коллегой ас-Сисси «в ближайшее время предпринять шаги по юридическому оформлению договоренностей» в сфере военного и военно-технического сотрудничества.
Расходы на военные нужды, как, впрочем, и на другие, может оплатить Саудовская Аравия, поддержавшая свержение власти «Братьев-мусульман», представленных экс-президентом Мухаммедом Мурси. По мнению ряда аналитиков, Эр-Рияд вполне может расплатиться с «Рособоронэкспортом» по счетам Каира. Но если Эр-Рияд откажется, то РФ готова рассмотреть вопрос кредита для АРЕ, как заявили еще до переговоров в «Рособоронэкспорте». «Вопрос об оплате систем вооружения прояснится несколько позже, – уверен Карасик. – Вероятно, Египет и Россия работают над сделкой по доступу РФ в порт Александрии. Существует также возможность того, что Египту материально поможет и Саудовская Аравия. В условиях тех быстрых геополитических изменений сегодняшнего Ближнего Востока, вероятно, Саудовское королевство и Кремль найдут общую основу для борьбы с террористами в Египте».
Отметим присутствие в составе делегации от Минобороны первого замгендиректора Федеральной службы по ВТС Андрея Бойцова и первого заместителя гендиректора «Рособоронэкспорта» Ивана Гончаренко. Это свидетельствует, что речь идет о конкретике. «Мы на пороге прорыва в отношениях с Египтом как в области политики, так и в сфере внешней торговли, – считает Пухов. – До сего момента формат «2+2» работал между РФ и США, Францией, Великобританией, Италией и недавно состоялся с Японией. Египтяне попросили тоже провести встречу «2+2» – мы пошли навстречу. Это признак сближения и серьезных намерений».
Стремление АРЕ диверсифицировать поставки оружия связано с недавними проблемами, возникшими в сфере ВТС с США. За «недемократичность» Вашингтон решил наказать военные власти своего традиционного ближневосточного партнера, отказавшись от поставок запчастей и вооружения для египетской армии и заморозив ежегодную помощь в объеме 1,5 млрд долл. Тогда глава Минобороны АРЕ ас-Сисси сообщил о планах поиска альтернативы в России.
Каир, вне сомнения, не хочет полностью отказываться от американского вооружения, но сегодня желает продемонстрировать Вашингтону свои возможности диверсифицировать поставки. Политические дивиденды военной власти от контрактов с Россией еще и в том, что она получает новое подтверждение легитимности.