Старая Европа к терактам готова. Фото Reuters
В самопровозглашенной Республике Косово арестована группа этнических албанцев по подозрению в связях с «Аль-Каидой». Один из них, Генц Селими, недавно вернулся из Сирии, где воевал в рядах джихадистов. В ходе допроса он заявил, что мировая террористическая сеть имеет серьезные планы на Балканском полуострове и скоро «во всеуслышание заявит о своем присутствии». Военные эксперты полагают, что для реализации угроз есть все условия.По данным полиции Косово, задержанные планировали серию терактов в Приштине, столице самопровозглашенной республики, и на севере территории. При обыске у них нашли арсенал оружия, включая автомат, пистолеты и боевые патроны.
Задержание проведено после нескольких месяцев прослушивания телефонных переговоров, из которых стали ясны планы группы. Очевидно, задержанные действовали не сами по себе, а в составе организации: сразу после захвата полиция получила по электронной почте требование отпустить задержанных под угрозой проведения терактов.
Активизация «Аль-Каиды» в Европе – тренд последних полутора-двух лет, хотя о существовании ячеек террористов в ряде стран Старого Света было известно давно. Обострение ситуации следует рассматривать как последствие арабской весны и трансформации самой террористической организации после уничтожения ее лидера Усамы бен Ладена американским спецназом в мае 2011 года. С тех пор утратившая центральное управление структура переформатируется, создавая крупные и мелкие региональные подразделения. До последнего времени интересы «Аль-Каиды» простирались главным образом по всему Ближнему Востоку: в Афганистане, Йемене, Ираке, Сирии, Ливии, Мали, Сомали, Алжире и Тунисе. Турецкая пресса время от времени сообщает, как «Джабхат ан-Нусра», «дочка» «Аль-Каиды» в Сирии, вербует подростков в юго-восточной Анатолии для ведения боевых действий на севере САР.
Европейские страны, принимавшие и принимающие арабских беженцев, служили пристанищем для террористов, но не полем их деятельности. Весной и летом 2013 года страны Европы признали, что становятся поставщиками экстремистов для войны в САР. И обеспокоились тем, что радикалы вернутся домой, обогащенные опытом вооруженной борьбы, и развернут джихад по месту проживания. В числе стран – поставщиков радикалов наиболее часто называли Бельгию, власти которой приложили немало усилий, чтобы исламисты, имеющие гражданство этой страны, не покидали ее границ. Великобритания объявляла о задержании своих граждан на пути с сирийского поля боя. Случаи проявления активности «Аль-Каиды» периодически фиксируют во Франции.
Агентство нацбезопасности США в августе 2013 года сообщило, что «Аль-Каида» планирует серию терактов в Европе. Сегодняшнее намерение «Аль-Каиды» активизироваться на Балканах не случайно. Если страны Старой Европы не слишком успешны в борьбе с терроризмом, несмотря на всю серьезность антитеррористической инфраструктуры, то новым европейским государствам противостоять росту радикализма еще сложней.
«Нынешним центром салафизма на Балканах является Босния, точнее, Сараево, откуда контролируется сеть салафитских организаций на полуострове и куда сливается помощь из арабских стран», – заявил «НГ» военный эксперт Олег Валецкий. По его словам, Косово представляет собой новое поле для радикалов. «Связующим звеном между Косово и Боснией является Санжак, область на севере Черногории и юге Сербии (города Нови Пазар и Тутин), населенная мусульманами сербского происхождения, ныне названными «бошняками», – отметил он.
Салафитами управляют из Саудовской Аравии. Скорее всего их действия на Балканах, в Сирии и Ливии координируют, говорят аналитики. В сирийской войне участвуют исламисты из Боснии, Сербии, Черногории и Косово, сообщил Валецкий.
По оценкам сараевского журнала «Слободна Босна», в середине 2013 года около 50 салафитов из Боснии и Герцеговины (БиГ) участвовали в боевых действиях в Сирии на стороне оппозиции, самыми многочисленными были выходцы из Сараево. А переброска салафитов проходила через Стамбул и дальше через Антакию и Рейханлы к сирийской границе, за которой в городе Баб аль-Хава они распределялись по линии фронта.
«Вместе с тем совершенно ошибочно считать, что вмешательство в войну в Сирии – дело рук группы фанатиков и экстремистов. Вмешательство Боснии и Герцеговины, остающейся под международным управлением, проходит и по официальным каналам взаимодействия с НАТО. Согласно анонимному источнику в Минобороны БиГ, компания Makina ve Kymyn из Анкары закупила для сирийской оппозиции (заказ МЛ 017/12) 5 миллионов патронов калибра 9 мм, 1 миллион гильз с капсюлями калибра 7,62 мм и полмиллиона трассирующих боеприпасов калибра 5,56 мм», – говорит Валецкий. Он утверждает, что подобных конкретных примеров участия Турции целый ряд.
Экстремизм на Балканах имеет хорошую экономическую основу: финансовый кризис привел к резкому расслоению среди косовских албанцев и боснийских мусульман. Растет их недовольство местными элитами, разбогатевшими на сотрудничестве с международным сообществом и США. Действуют формирования, неподконтрольные спецслужбам, способные при поддержке из-за границы проводить теракты. «До сих пор у населения сохранилось большое количество оружия и минно-взрывных устройств. Все это благоприятствует проведению терактов», – полагает эксперт.