Джон Керри дал прессе свое толкование договоренностей, достигнутых «Друзьями Сирии» и оппозицией в Лондоне. Фото Reuters
Сирийская оппозиция не поедет на Женеву-2, если там не будет обсуждаться отставка президента Асада. Таков итог лондонской конференции «Друзей Сирии» и представителей Нацкоалиции оппозиционных сил (НКСРОС). Эта позиция поддержана Западом и восточными арабскими монархиями. А это значит, что прекращение кризиса в САР снова под вопросом.
Все стало ясно еще до открытия встречи «друзей». Вначале официальный представитель МИД Франции Ромен Надаль заявил: на заседании будут «обсуждаться условия реального переходного процесса в Сирии, где Башар Асад не может играть никакой роли». Следом за ним позицию обозначил глава НКСРОС Ахмад Джарба: он не будет участвовать в конференции, если отстранение Асада от власти не станет главной целью переговоров. Участие Ирана для него неприемлемо.
Таким образом, накануне заседания Франция продемонстрировала явный отход от принципов плана Лаврова–Керри, где сказано, что Женева-2 проводится без каких-либо предусловий, и который был одобрен Совбезом (Франция – постоянный член СБ). Джарба, в свою очередь, нарушил данное в сентябре госсекретарю США Джону Керри обещание прийти на конференцию. Повторяется ситуация лета-2013, когда такая позиция НКСРОС поставила крест на усилиях РФ и США собрать участников кризиса за круглым столом. Кроме того, лидер НКСРОС нарушил обещание участвовать без предусловий, недавно данное генсеку ООН Пан Ги Муну. Совершенно очевидно, что Джарба решил отказаться от обещаний не самостоятельно и что скорее всего помог ему в этом не Керри. Возможно, в связи с этим нелишне вспомнить, что лидер НКСРОС известен тесными связями с Эр-Риядом.
После заявлений Надаля и Джарбы мало кто сомневался в бессмысленности встречи «друзей». Сирийский режим и умеренная оппозиция не намерены сдавать своего лидера. В начале текущей недели правительство САР устами главы МИДа Валида Муаллема подтвердило: вопрос о досрочной отставке Асада не стоит на повестке дня. А лидер Национального координационного комитета Кадри Джамиль заявил, что от Женевы-2 сирийцы ждут «запрета на экспорт наемников, оружия и денег в Сирию». Формирование новой структуры власти – вопрос не первостепенный.
Лондонская встреча приняла коммюнике, в котором говорится о необходимости поиска политического решения кризиса и важности переговоров. В документе заявлено, что цель Женевы-2 – создание переходного правительства, к тому времени как «Асад и его ближайшие соратники, чьи руки обагрены кровью, не будут играть никакой роли в Сирии», цитирует Reuters. Для повышения мотивации НКСРОС Запад пообещал увеличить помощь.
По окончании встречи лидер Нацкоалиции Джарба разъяснил: он не сядет за стол переговоров, пока режим не выпустит на свободу женщин и детей, а также не снимет осады повстанческих анклавов в пригородах Дамаска и в Хомсе. В противном случае «нас назовут предателями революции и крови, пролитой революционерами», цитирует его Wall Street Journal. Глава НКСРОС подчеркнул: переговоры должны включать «передачу власти со всеми ее компонентами, органами и институтами и затем отставку мясника».
Хозяин встречи – глава британского МИДа Уильям Хейг определенно испытывал неловкость и формулировал весьма уклончиво: «Когда я говорил о том, что Асад не может играть никакой роли в жизни мирной и демократической Сирии, я не имел в виду, что это является неким предварительным условием для проведения Женевы-2. У нас нет никаких неотъемлемых предварительных условий… нам нужно найти мирное решение». Признаем, его позиция сходна, но неравнозначна позиции Франции.
Глава Форин-офиса торопил созыв конференции: «Чем дольше идет конфликт, тем более он радикализуется и тем большую роль в нем могут захватить экстремисты», – цитирует Guardian. По словам Хейга, «друзья» призвали НКСРОС «выразить приверженность процессу Женева-2 и взять на себя лидерство, сформировать костяк любой оппозиционной делегации». А политическую и практическую поддержку обеспечат Запад и арабские монархии. Он сказал, что если Иран будет участвовать в Женеве-2, он должен поддерживать создание временного правительства как способа политического диалога, а также одобрять свободные выборы. Кроме того, Хейг заверил, что «друзья» готовы к тесному и активному диалогу с Россией и Китаем.
Что касается Саудовской Аравии, то она, по словам британца, не собирается прекращать участие в урегулировании. Накануне глава разведки страны принц Бандар заявил, что королевство отказывается от сотрудничества с США по Сирии. Если США готовят конференцию, то саудовцы, исходя из заявленного, могут препятствовать тому, чтобы встреча прошла в формате, к которому стремится администрация президента Барака Обамы. Возможно, новая позиция лидера НКСРОС – подтверждение этой гипотезы.
Джон Керри заявил, что к 1 ноября оппозиция решит вопрос об участии в Женеве-2. Возвращаясь в русло плана Лаврова–Керри, он подчеркнул: «Чтобы конференция принесла результаты, необходимо найти людей, которые устроят обе стороны конфликта и будут заботиться об интересах сирийцев». И добавил: только сирийские стороны путем переговоров решат, сможет ли Асад остаться временно у власти для передачи полномочий переходному правительству. Вместе с тем сутки назад он заявил послам арабских стран в Париже: если Асад останется у власти, «война точно не закончится».
Керри в сложной ситуации: даже в администрации Обамы жестко критикуют шаткость стратегии, позволившей России перехватить инициативу. По данным New York Times, ряд действующих политиков рассуждает о «параличе администрации» и называет перспективы урегулирования «тусклыми».