Лахдар Брахими на Ближнем Востоке разъясняет актуальность созыва Женевы-2 без промедлений. Фото Reuters
7Сегодня в Лондоне «Друзья Сирии» ведут переговоры с сирийской национальной коалицией (НКСРОС), снова пытаясь мотивировать ее к участию в конференции Женева-2. Спецпредставитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими на Ближнем Востоке подталкивает страны, влияющие на сирийский кризис, к активизации на сирийском треке. В новой ситуации, когда становится все более очевидной невозможность силового решения конфликта, подходы влиятельных сторон меняются.
С мая нынешнего года, когда у главы МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри возникла идея проведения мирной конференции по Сирии, до сегодняшнего дня не удалось окончательно определить состав ее участников. Коалиция сирийских оппозиционеров в середине октября начала разваливаться. Джордж Сабра, лидер Сирийского нацсовета (СНС), одной из крупных повстанческих групп, входящих в Нацкоалицию, заявил, что не согласен идти на Женеву-2. При этом лидер НКСРОС Ахмад Джарба в сентябре пообещал США в ней участвовать.
Джон Керри потребовал скорейшего созыва конференции. Для активизации подготовки Женевы-2 на Ближний Восток направился Лахдар Брахими, спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии. В его программе – переговоры в 10 государствах региона, так или иначе задействованных в сирийском кризисе. Эмиссар ООН и ЛАГ уже сделал ряд важных заявлений, свидетельствующих о новых акцентах в подходе к организации мирной конференции.
«В сирийской оппозиции есть множество лагерей – это вооруженная и невооруженная оппозиция, оппозиция внутренняя и внешняя, исламисты, светские и так далее, – сообщил алжирский дипломат. – В конфликте действуют два вида исламистов – одни заинтересованы в поиске мира, другие, например «Джебхат ан-Нусра», вращаются в орбите «Аль-Каиды» и хотят снести правящий в стране режим». По словам Брахими, исламисты, связанные с «Аль-Каидой», воюют не за создание новой сирийской республики, а за установление исламского государства. Он подчеркнул, что Женева-2 в участии таких людей «совершенно не заинтересована». Это хорошая новость: ранее ни ООН, ни ЛАГ, от имени которых выступает Брахими, не признавали официально, что конференция прекрасно пройдет и без радикалов.
В то же время он традиционно подчеркнул, что Женева-2 «не будет созвана без участия заслуживающей доверия оппозиции, представляющей важный сегмент сирийского народа, который выступает против» Асада.
Итак, впервые официально заявлено, что далеко не все протестные силы явятся на конференцию, по крайней мере на ее ближайшее заседание. Брахими объяснил, почему: «Женева-2 – это лишь начало процесса. И мы надеемся, что оппозиция сумеет достигнуть соглашения о формировании заслуживающей доверия делегации. Но не стоит обольщаться – все представлены не будут. В то же время продолжение переговорного процесса должно охватить как можно более широкий спектр сил».
Дипломат по-новому оценивает роль президента САР Башара Асада: действующий глава государства «способен внести полезный вклад в процесс перехода от прежней САР к новой республике». Напомним, ранее он критиковал нынешнего президента за упущенные шансы мирного урегулирования, за неверную оценку ситуации в стране (лидер САР уверен: с правительственной армией воюют исключительно иностранные террористы). Брахими также считал, что Асада не будет в новой сирийской власти. Теперь другие времена: режим демонстрирует устойчивость, уверенность в успехе и готовность к разумным компромиссам.
В то же время, по словам Брахими, «без Саудовской Аравии и Ирана диалог на конференции будет неполноценным». Иран ранее согласился приехать. Но этого не хотят спонсоры оппозиции и, следовательно, сама оппозиция. Дипломат призывает проявить прагматизм: «Все, кто имеет свои интересы или обладает влиянием на ситуацию, должны участвовать в конференции».
Саудовская Аравия, активно финансирующая оппозицию, воздерживается от участия в форумах, где последнее слово ей не принадлежит. Эр-Рияд не прислал делегацию на Женеву-1 и, похоже, не собирается на Женеву-2, весьма скандально отказался от выступления на ГА ООН в конце сентября и отверг кресло непостоянного члена СБ ООН, о котором давно мечтал. А в последнее время демонстрирует недовольство политикой США, так как силового решения сирийского кризиса не получилось.
«Саудовская Аравия очень зла на Запад и особенно на США, – пояснил «НГ» Теодор Карасик, глава отдела исследования Военно-аналитического института Ближнего Востока и Персидского залива (INEGMA). – Эр-Рияд чувствует, что в сирийском вопросе он отодвинут Западом на задний план. Отказ королевства принять доставшееся впервые кресло в СБ ООН говорит о неприятии этой международной структуры. Саудовская Аравия видит, что все ее усилия в свержении Асада потерпели поражение, облик сирийских повстанцев мутирует в том направлении, какое Эр-Рияд и не предвидел. В целом политика Саудовской Аравии ныне в состоянии «сдвига». Мы хорошо видим, что плоды усилий королевства достаются именно тем, кого оно не поддерживает – а именно джихадистам «Аль-Каиды».
«Двери конференции Женева-2 открыты для всех, кому небезразлична судьба Сирии. Те, кто откажется принять участие, окажутся в стороне от новой политической реальности и обрекут себя на поражение и изоляцию», – предупредил Кадри Джамиль, лидер «Народного фронта за освобождение и перемены». Эр-Рияд понимает это и нервничает. Тем более что Катар, его союзник в сирийских делах, уже предпринял попытку сменить вектор политики, направив Асаду предложение по восстановлению дипотношений.
Подготовка Женевы-2 оживилась. В Москве вчера замгоссекретаря Уильям Бернс обсуждал эту тему с российским коллегой Михаилом Богдановым. Когда пройдет встреча – пока не ясно. Предположительно 23–24 октября.