Фото Reuters
Великобритания и Иран возобновляют прерванные в 2011 году дипломатические отношения. Это происходит накануне встречи «шестерки» по ядерной программе ИРИ, где международные посредники впервые проведут переговоры с посланцами нового президента-реформатора. Ожидается, что иранцы выступят с новыми предложениями, реализация которых позволит снять санкции, блокирующие экономику.Первый шаг Лондона и Тегерана – обмен спецпосланниками. Как сообщил глава МИД Великобритании Уильям Хейг, поверенные в делах займутся выстраиванием двусторонних отношений. Не исключено, что «со временем эти шаги могут привести к повторному открытию посольств» в Лондоне и Тегеране, полагает министр.
Он сообщил парламенту: «Новый президент и министры Ирана представляют себя и свою страну в гораздо более позитивном ключе, чем это было в недавнем прошлом. Вне сомнений, тональность встреч совершенно иная. Мы должны проверить, насколько искренне иранское правительство. Важно, что каналы связи для этого открыты». Хейг ожидает, что прогресс в отношениях будет развиваться пошагово, значительных сдвигов можно ожидать уже в ближайшие месяцы.
Прорыв в отношениях Ирана с Западом наметился накануне возобновления переговоров в формате «шестерки» по ядерной программе. Хейг отметил: ИРИ все же нарушает резолюции СБ ООН, реализуя ядерную программу и отрицая ее немирный характер. Но он надеется: новому президенту удастся преодолеть сопротивление иранских консерваторов и сделать ядерную отрасль прозрачной.
Вместе с тем сопротивление представителей консервативных кругов по-прежнему сильно. Это стало очевидным по возвращении президента Рухани из США, где он провел серию встреч в рамках Генассамблеи ООН и побеседовал по телефону с лидером США Бараком Обамой. В аэропорту Тегерана 28 сентября Рухани встретила негодующая толпа людей, не приемлющих восстановления отношений с Западом, и толпа молодежи, приветствовавшей эти начинания. Накал страстей в обществе достиг такого уровня, что на тему визита в Вашингтон публично выступил духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи. Он сказал, что все действия Рухани в США были согласованы с ним, правда, «кое-что было сделано не совсем так». После этого консервативный иранский парламент принял заявление в поддержку внешней политики президента 260 голосами из 290. Ему пришлось подробно разъяснить, почему он согласился на телефонный разговор с Обамой. И сообщил о сути новаций в переговорах с «шестеркой».
Возможно, именно для успокоения иранских консерваторов глава МИД ИРИ Мухаммед Джавад Зариф в начале текущей недели сделал неожиданное заявление: предложения «шестерки» устарели, Иран ждет новых инициатив. Эта реплика была брошена за неделю до возобновления переговоров по ядерной программе. Скорее всего для международных переговорщиков, привыкших к сюрпризам иранцев, смена позиции накануне встречи стала не настолько ошеломляющей новостью, чтобы поставить крест на идее переговоров 15–16 октября.
США парировали: «шестерка» ждет новых предложений от Ирана. Тональность подхватила глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон: «Мы ожидаем конструктивных предложений, быстрого продвижения процесса и реальных результатов».
Какими будут инициативы Тегерана, пока не известно. Однако, как пишет Wall Street Journal, в обмен на сворачивание санкций, заблокировавших финансовую, страховую и нефтяную отрасли экономики, ИРИ готова уменьшить число центрифуг, снизить процент обогащения урана и допустить МАГАТЭ на объекты, возможно, включая Парчин – военную базу, куда давно рвутся инспекторы. Ожидается, что Иран откажется от обогащения урана до 20%. По некоторым данным, он рассматривает возможность закрытия ядерного завода Форду в Куме и может передать все запасы ядерного топлива на хранение в третьи страны, если получит из-за рубежа топливные стержни для реакторов.
Что касается обогащения до 3–5%, то эти работы приостановлены не будут, как неоднократно говорили и Рухани, и Зариф: право на мирный атом страна защищает жестко. Впрочем, Обама недавно подтвердил, что США «уважают право народа Ирана на доступ к мирной ядерной энергетике».
Газета пишет, что пакет может положить начало «оттепели» в отношениях между ИРИ и Западом. Дело в том, что пункты по 20-процентному урану и заводу Форду предлагались «шестеркой» ранее в обмен на отмену санкций в сферах нефтехимии и торговли драгоценными металлами. Но прежнее правительство ИРИ на это не откликалось. Тема передачи запасов топлива на хранение в третьи страны также затрагивалась около трех лет назад. Но не удалось договориться о механизмах и гарантиях для ИРИ.
Похоже, Иран в самом деле готов к прорыву. Напомним, на днях глава МИДа Зариф заявил: «Мы чувствуем, что сможем достичь окончательных результатов в течение одного года». Саудовская Аравия, ОАЭ и Израиль, выступившие на днях против решения ООН о назначении представителя ИРИ в Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности, предостерегают США от слишком быстрого продвижения по пути улучшения отношений с Тегераном.
Москва с этим в корне не согласна. «Ни у одной разведки: ни у российской, ни у европейской, американской, «Моссад» – нет доказательств, что иранское руководство приняло политическое решение развивать военную составляющую ядерной программы», – заявил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров. Он уверен: «шестерке» необходимо использовать нынешний шанс для решения ядерной проблемы.