Фото Reuters
Несомненно, партийный блок ХДС–ХСС Ангелы Меркель одержал убедительную победу на выборах, улучшив результат 2009 года. Несомненно и то, что это личная победа канцлера, а не консерваторов. Избиратели, поддержавшие Меркель, проголосовали за канцлера в третий раз, что позволяет говорить о некоем феномене Меркель. Объяснение этого феномена достаточно простое. Если спросить среднего немца, за что он любит Ангелу Меркель, он скажет: «Она трудолюбива и всегда говорит правду, какой бы неприятной она ни была. Ее слова не расходятся с делом. Она не замешана ни в одном коррупционном скандале. Она – одна из нас, потому что проста и бережлива. И, наконец, самое важное – она смогла сохранить стабильность в Германии в трудные времена кризиса».Однако, признавая личный триумф Меркель, нельзя закрыть глаза на тот факт, что все-таки 51,5 % избирателей проголосовали за партии, стоящие слева от консерваторов. Этот сигнал не может остаться незамеченным Меркель, поскольку избиратели социал-демократов, зеленых и левых голосовали не столько за персоналии, сколько за партийные платформы. Другим тревожным сигналом стал впечатляющий дебют партии евроскептиков «Альтернатива для Германии», созданной за несколько месяцев до выборов и почти что взявшей пятипроцентный барьер (4,5% голосов), необходимый для прохождения в Бундестаг. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что 29% избирателей вообще не пошли голосовать.
Иными словами, сложилась парадоксальная ситуация. Хотя на выборах Меркель укрепила свои позиции, после выборов ее позиции стали слабее, поскольку ей придется формировать коалицию с партиями менее сговорчивыми, чем выбывшие свободные демократы, и управлять страной, которая сдвинулась влево.
Многие политические обозреватели и аналитики указывают на то, что третий срок не будет для канцлера гладким. Меркель столкнется с проблемами, которые уже не удастся решить старыми рецептами – бережливостью и ограничениями расходов. Замедляется экономический рост: по оценкам МВФ, с 0,9% в 2012 году он упадет до 0,3% в текущем году. Действительно, безработица в Германии (5,3%) рекордно мала по сравнению с другими странами ЕС, особенно должниками из еврозоны. Однако обратная сторона этого относительного благополучия состоит в том, что из-за низкой заработной платы многие немцы должны работать в нескольких местах, чтобы сводить концы с концами. По данным МФВ, разрыв между бедными и богатыми в Германии больше, чем в Мексике и США. Социал-демократы уже предлагали ввести минимальную заработную плату и повысить налоги на богатых. Однако крупный бизнес выступает против введения минимальной заработной платы (не говоря о налогах), что, по его мнению, снизило бы конкурентоспособность немецких товаров. Если социал-демократы войдут в правительство, дебатов по этому вопросу не избежать, как и не избежать, по всей видимости, увеличения государственных расходов, против чего Меркель последовательно выступала в Европейском союзе.
Другая дилемма, с которой столкнется правительство Меркель, связана с политикой привлечения и удержания иностранной рабочей силы и в то же время сведения к минимуму рисков, связанных с злоупотреблением привилегиями, которые предоставляет система социального обеспечения ФРГ. Потребует переосмысления и прежняя энергетическая стратегия. Курс на возобновляемые источники энергии оказался более затратным, чем ожидалось. Цены на энергию для домохозяйств и компаний выросли и продолжают расти.
На уровне ЕС Меркель до сих пор удавалось сочетать внутренние потребности Германии с европейскими, зачастую пренебрегая институтами ЕС и действуя через неформальные мини-саммиты. Несомненно, одно из негативных последствий ее нередко негибкой политики – ослабление германо-французского тандема, который всегда был основой европейской интеграции. В любом случае без союзников Меркель не обойтись, как и не обойтись без стратегического видения и будущего Германии, и европейской интеграции.
Сейчас один из главных вопросов, кто войдет в коалиционное правительство Меркель. Более 60% немцев, по опросам общественного мнения, высказываются за большую коалицию, то есть за участие социал-демократов в правительстве Меркель. Представляется, что это наиболее реалистичный и логичный сценарий, хотя для Меркель это создаст немало проблем в будущем, прежде всего в выработке социальной политики. Вместе с тем участие социал-демократов в правительстве не только отвечает запросам значительной части населения, но и открывает возможности для восстановления германо-французского тандема, без которого лидерство Германии в ЕС будет всегда восприниматься с долей недоверия.
На смену традиционной политики стабильности, в чем так преуспела Ангела Меркель, должны прийти реформы, которые придадут импульс посткризисному развитию ЕС и его членов. Сумеет ли умелый «консолидатор», как называют Меркель ее союзники, стать реформатором? Это покажет ближайшее будущее.