Полицейские посты в туристических центрах АРЕ выставлены через каждые 500 метров. Страна ждет гостей. Фото Reuters
Египетские «Братья-мусульмане» возмутились запретом на их деятельность, вынесенным накануне уголовным судом Каира. Аналитики уверены: организация перейдет к деятельности в подполье и открытому терроризму. Всестороннюю поддержку она получит от радикальных исламистов региона.Активист в руководстве «Братьев-мусульман» Мухаммед Али Башар заявил, что запретительный вердикт незаконен, «так как решения о запрете некоммерческих организаций (НКО) рассматриваются в административном суде, а не на экстренных заседаниях. Помимо этого ни один член организации пока не осужден, так что и оснований для роспуска ассоциации нет».
В понедельник суд вынес постановление о запрете исламистского движения, лишении его статуса НКО и конфискации всей собственности. Запрещена деятельность всех учрежденных и подконтрольных «Братьям» финансовых фондов и структур, в том числе коммерческих. Решение суда можно обжаловать в ближайшие 15 дней. Впрочем, изменение вердикта крайне маловероятно, заявил «НГ» Хани Шади, египетский журналист и эксперт.
«Братья-мусульмане» – часть египетского общества, – сказано в коммюнике исламистов на страничке в Twitter. – Политически ангажированные и запятнанные коррупцией судебные постановления уже не могут ничего изменить». Ибрагим Мунир, один из лидеров движения, заявил телеканалу Al-Jazeera, адресуя реплику властям: «Проигравшие – вы, а не «Братья-мусульмане», которые останутся с помощью всевышнего, а не по приказам судов ас-Сисси». Похоже, сдаваться они не хотят, вопрос только в том, перейдет ли организация, ранее отказавшаяся от террора, к открытому противостоянию власти, как скоро это произойдет и в каких масштабах.
«Братья» – не просто общественное движение, которое можно запретить решением суда, уверена Ирина Мохова, эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке. «Просто так избавиться от них, загнав в подполье, не удастся, – заявила эксперт «НГ». – К тому же «Братьям» не привыкать действовать в условиях гонений. Новая власть, заявляющая об уважении демократии, будет серьезно ограничена в методах борьбы с альтернативным центром силы, которым останутся «Братья-мусульмане».
Вооруженная борьба непременно развернется, считает Теодор Карасик, директор отдела исследований Института военного анализа Ближнего Востока и Персидского залива (INEGMA) в ОАЭ. «Братья-мусульмане» – большая исламистская политическая организация, – заявил он «НГ». – Внутри нее, конечно, есть те, кто расположен к радикализму. С запретом движения египетскими властями вдобавок к арестам лидеров маленькие группы организации займутся террористической деятельностью».
Вместе с тем не исключено, что определенная часть «Братьев» начнет новую жизнь под другими брендами, полагает египтянин Хани Шади: «Они будут заниматься политикой в рамках иных организаций, построенных не на основе религии, а на светских принципах. В новой Конституции будут запрещены религиозные партии».
По словам Ирины Моховой, запрет «Братьев» может вызвать «волну недовольства среди египтян, получающих от них реальную помощь, особенно в условиях крайне тяжелой экономической ситуации в Египте». Ведь теперь запрещены связанные с движением школы, больницы и благотворительные организации.
К середине сентября исламистское движение оказалось значительно подорванным. Фактически вся верхушка «Братьев» ныне под арестом. Материально-технические трудности также очевидны. Армия АРЕ почти два месяца проводила жесткую операцию на Синае, где разного рода несогласные с военной властью развернули широкую террористическую деятельность после свержения Мурси. Операция включала в том числе авиационные бомбардировки и зачистки селений, где, по данным властей, базировались бандформирования. Армия прочно блокировала границу с палестинским сектором Газа, где правит ХАМАС и откуда, по всей вероятности, террористы Синая получали подпитку деньгами, оружием и бойцами. 15 сентября официальный представитель армии Египта сообщил о существенных успехах в войне с «элементами, угрожающими национальной безопасности страны».
Скорее всего между «Братьями» и террористами на Синае есть организационная связь, полагает Хани Шади. «Один из лидеров исламистского движения, Мухаммед аль-Бельтаги, ранее заявлял, что если Мурси вернут на пост президента, то терроризм на Синае прекратится», – напомнил он. Теперь, с разгромом боевиков в пустыне полуострова и у границ Газы, «Братья» потеряли важных союзников и соратников, а также поставщиков бойцов и оружия. Поставки от зарубежных спонсоров также проблематичны. Катар, традиционный помощник «Братьев», после свержения Мурси публично отказался поддерживать прежних союзников. Еще в июле молодой эмир Тамим бин Хамад аль-Тани поздравил временного президента АРЕ Адли Мансура.
В то же время отделения «Братьев-мусульман» активны в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки. Они действуют в Сирии, Турции, Иордании, Палестине, Ливии, Катаре. Таким образом, египетские исламисты отнюдь не беспомощны, уверен Теодор Карасик: «Похоже, что эти группы найдут поддержку сторонников «Братьев» в сердцевине Ближнего Востока, особенно в Сирии и, вероятно, в Иордании. Уже сейчас в Сирии десятки повстанческих групп помогают «Братьям» в Египте бороться против нынешнего каирского режима. Ясно, что множество экстремистских группировок в регионе найдут общий язык с недовольными «Братьями» и окажут им финансовую помощь, а также поддержат их силовые акции».