Фото Reuters
Генсек ООН Пан Ги Мун в понедельник представит доклад в Совбезе ООН. Презентация расследования фактов применения химоружия в САР следует по времени за согласованием в Женеве плана химического разоружения Дамаска. Башар Асад обещал следовать документу, страны Запада и КНР поддерживают попытку выхода из сирийского тупика, в то время как повстанцы считают, что по их надеждам нанесен удар.Доклад экспертов ООН по химическому оружию в Сирии, как ожидается, сегодня будет представлен генсеком ООН Пан Ги Муном в Совете безопасности. В задачу международных инспекторов входило установление фактов применения отравляющих веществ (ОВ) и определение типа использованного химоружия.
Поиск виновных задачей миссии не был. Вместе с тем еще в четверг анонимные источники сообщили: не исключено, что в докладе укажут виновника, но косвенно.
Российская сторона, недавно представившая в ООН доказательства применения ОВ оппозицией под Алеппо, не исключает подтасовок. «Есть основания подозревать, что доклад… сейчас пытаются подретушировать в какую-то одну сторону по сравнению с тем, что написали инспекторы», – сказал глава МИД России Сергей Лавров. Однако присутствие главы экспертной группы Аке Селлстрема на презентации в СБ позволит избежать искажений сути.
Еще один повод для беспокойства дало пятничное выступление Пан Ги Муна на женском форуме в ООН, где он якобы заявил, что документ всецело подтвердит факт использования в августе в Сирии химического оружия и что президент Асад виновен «во многих преступлениях против человечности». В тот момент в Женеве шли напряженные переговоры между главами дипломатических ведомств России и США относительно инициативы Москвы по химическому разоружению Сирии. Лавров заявил, что выступление генсека, «показанное по уважаемым каналам», было монтажом, направленным на срыв российско-американских переговоров.
Сорвать переговоры РФ–США не удалось. По окончании трехдневной работы глава МИД РФ и госсекретарь США выглядели довольными. Лавров сообщил: решено уничтожить химоружие «максимально быстро», к середине 2014 года, мощности для его производства – и того быстрее – к ноябрю. Глава американской дипломатии Джон Керри назвал план амбициозным.
Документ обязывает Дамаск за ближайшую неделю представить список хранилищ ОВ. Власти САР дают инспекторам «немедленный и неограниченный» доступ на все объекты. Как сказал Лавров, гарантии безопасности ооновским инспекторам должны предоставить Дамаск и оппозиция. Инспекция завершается к ноябрю. Уничтожение арсеналов ведется по процедурам, предусмотренным Конвенцией о запрещении химоружия, к которой САР присоединяется. При необходимости ОВ должны быть вывезены из страны для уничтожения. Отметим, перевозка химикатов для ликвидации считается опасным делом и осуществляется лишь в случае крайней необходимости. Но еще никогда перед Организацией по запрещению химоружия не стояла задача его утилизации в стране, где идет война. «В случае несоблюдения договоренностей, включая несанкционированную передачу или любое применение химического оружия кем-либо в Сирии, СБ ООН должен применить меры в соответствии с главой VII Устава ООН», – сказано в документе. Глава VII Устава ООН допускает военный вариант реагирования на события в суверенных странах. Но этот пункт в соглашении Лаврова–Керри не развернут. Угрозы санкций в документе нет. На основе договоренности планируется принять резолюцию СБ ООН. Россия ее поддержит.
Таким образом, Москве удалось юридически дистанцироваться от роли гаранта соблюдения Сирией договоренностей: всем займется ООН. Хотя де-факто за РФ остается функция главного партнера по переговорам с Дамаском. Вашингтону же удалось снять с повестки внутренней политики конфликтную тему, связанную с намерением президента США Барака Обамы бомбить САР и нежеланием американцев ввязываться в новую войну с непредсказуемым исходом.
«Здесь не может быть никакого места для игр. Режим Асада должен полностью выполнить поставленные перед ним условия», – заявил Керри. Обама приветствовал соглашение Лаврова–Керри, но предупредил: если дипломатические усилия потерпят неудачу, США будут готовы действовать.
Свободная сирийская армия (ССА) отвергла план, разработанный в Женеве. Нацкоалиция сирийских оппозиционных и революционных сил потребовала запретить режиму не только химоружие, но и военную авиацию и баллистические ракеты. Салим Идрис, командующий ССА, назвал соглашение ударом по надеждам оппозиции. Он продолжит военные действия, хотя не отказался помочь с безопасностью инспекторов ООН. Касим Саадеддин, командир повстанцев на севере САР, заявил, что его формирования не станут обеспечивать безопасность ооновских химиков, цитирует его Reuters.
Отметим: у США есть механизм давления на ССА. Известно, что в последние несколько месяцев Вашингтон поставляет помощь именно этой военной группировке, считая ее вменяемой в среде вооруженных повстанцев. Насколько подчинится Вашингтону командование северной группировки мятежников и насколько оно выполняет приказы командования ССА, неизвестно. Что касается джихадистов, которые финансируются монархиями Персидского залива, то их поведение малопредсказуемо. Неясно, насколько боевики послушны Саудовской Аравии и захочет ли она в самом деле поддержать план химического разоружения САР.