Фото Reuters
Тегеран готов к переговорам с «шестеркой» по своей ядерной программе, однако не намерен отказываться от обогащения урана. Об этом заявил президент Хасан Рухани, добавив, что «срок разрешения проблемы является ограниченным». Ядерная программа Ирана и сотрудничество в атомной промышленности будут в центре внимания первых переговоров Рухани с российским президентом Владимиром Путиным, которые в пятницу пройдут «на полях» саммита ШОС в Бишкеке.«Мы полностью готовы к серьезным переговорам со всем миром, с «шестеркой» и Международным агентством по атомной энергетике», – процитировало вчера слова Хасана Рухани информагентство IRNA. В интервью государственному телеканалу президент Ирана сказал, что его победа на июньских выборах предоставила всем заинтересованным сторонам «возможность и время для разрешения ядерной проблемы».
Вместе с тем Рухани предупредил, что временные рамки на переговоры по иранской ядерной программе ограниченны. «Мир должен понять, что период времени на разрешение ядерной проблемы не будет неограниченным. У нас есть определенные временные рамки», – сказал президент. Так что необходимо воспользоваться этой возможностью как можно скорей.
Рухани повторил слова своего предшественника Махмуда Ахмадинежада о том, что Иран имеет законное право на обогащение урана. Хотя и делать это необходимо в рамках международных договоренностей, под контролем МАГАТЭ и при условии сохранения мирной направленности, подчеркнул он. «Если противоположная сторона настроена серьезно, ядерная проблема Ирана будет решена в короткие сроки», – считает президент.
Напомним, что о готовности Ирана к переговорам еще в августе объявил в телефонном разговоре с верховным представителем ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон вступивший в должность главы МИДа Мохаммад Джавад Зариф. На днях стало известно, что их ближайшая встреча произойдет «на полях» 68-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке уже в конце сентября с целью наметить сроки и место переговоров Ирана с «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия). Зариф пояснил, что теперь переговоры будет курировать МИД. Но контроль над ядерной программой останется в компетенции Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). Его главой указом президента в понедельник был назначен контр-адмирал Али Шамхани.
«Сейчас президенту Рухани важно продемонстрировать, что он договорился с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи по поводу того, что переговорами будут заниматься профессиональные дипломаты. Ожидается, что в таком формате они окажутся более результативными, – сказал в беседе с «НГ» директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. – Правда, есть опасения, что к переговорам не готовы на Западе. Во-первых, там присутствуют завышенные ожидания от Рухани. Во-вторых, считается, что новый иранский президент обязан идти на уступки. В-третьих, члены «шестерки» намерены торговаться с Тегераном, а иранцы такой подход не приемлют. Им надо выглядеть победителями, а не так, будто их продавили санкциями».
Последний раунд переговоров Ирана с «шестеркой» прошел в Алма-Ате в апреле, однако существенных результатов сторонам достичь не удалось. После того как к своей новой должности приступил Рухани, Тегеран подает позитивные сигналы Западу. Он пытается добиться ослабления санкций, разрушительно влияющих на экономику Ирана и его контакты с другими странами. Экспорт нефти, основного источника доходов Ирана, за последний год сократился почти вдвое. По подсчетам, ежегодные потери составляют 35 млрд. долл. Отсюда рост безработицы, сокращение производства, падение курса риала.
Впрочем, и на этом направлении наметились пусть небольшие, но сдвиги. Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге вынес решение разморозить счета семи иранских банков и компаний. Свой вердикт он объяснил тем, что доказательств их причастности к финансированию ядерной программы Ирана недостаточно.
Неожиданно и Вашингтон в понедельник чуть смягчил санкции, что позволит американским представителям гуманитарных организаций работать на территории Ирана. Как отмечается в заявлении Минфина США, некоммерческие организации, занимающиеся, например, устранением последствий стихийных бедствий, смогут работать в Иране без получения специального разрешения. Эксперты расценивают смягчение санкций как знак готовности к возобновлению контактов с Ираном.
Пока же на самом высоком уровне состоятся переговоры Ирана с Россией. На 13 сентября намечена первая встреча Владимира Путина с Хасаном Рухани в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, она «будет охватывать все аспекты двусторонних отношений, включая военно-техническое сотрудничество».
Что касается взаимодействия в атомной сфере, то экс-президент Ахмадинежад на встрече с Путиным в июле заявил, что Тегеран заинтересован в строительстве новых АЭС и «предварительные переговоры по этому поводу состоялись». Он обратился к российскому лидеру с просьбой дать «необходимые указания, чтобы эта работа была завершена и началась практическая деятельность».
По словам Евсеева, для успешного сотрудничества в атомной сфере нужен серьезный позитив по ядерной программе Ирана. Иначе Москве будет трудно мотивировать активизацию взаимодействия с Тегераном. Так что пока любые разговоры на эту тему между президентами не следует рассматривать более чем соглашение о намерениях.