Инспекторы ООН собирают образцы грунта, зараженного отравой. Фото Reuters
Предложение Москвы с согласия Дамаска взять под контроль запасы химического оружия Сирии получили поддержку во многих странах мира. В том числе в Вашингтоне. «Власти США намерены внимательно изучить российское предложение по решению проблемы сирийского химоружия», – заявила в понедельник представитель Госдепа Мари Харф. А президент Барак Обама в телеинтервью отвел Башару Асаду неделю на принятие такого решения. Хотя, как заявил глава МИД Сирии Валид Муаллем, «мы согласились с российской инициативой». И сделали это для того, добавил он, «чтобы выбить почву из-под ног американской агрессии».Но даже если эта инициатива будет принята всеми заинтересованными сторонами, проблема, как утверждают эксперты, сама по себе не решится. Дело в том, что Сирия в отличие от остальных полуторасотен государств мира не подписала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. А значит, не сообщила Организации по запрещению этого смертоносного оружия (ОЗХО), расположенной в Гааге, о количестве этого оружия, его составе, базах размещения, организации его охраны. Есть разведданные, как американские, так и российские, других стран, что у Дамаска около 1 тыс. тонн боевых отравляющих веществ. Есть даже предположение, что это горчичный газ иприт кожно-нарывного действия и зоман – бесцветная и имеющая, по разным данным, запах яблока, камфары или слабый запах скошенного сена жидкость нервно-паралитического действия. Но точного или официального подтверждения этим сведениям нет.
Как нет точных сведений и о том, где и в каком виде хранится вся эта отрава – в артиллерийских снарядах, в боеголовках ракет системы «Град» или тактических и оперативно-тактических ракет, в бочках или выливных емкостях, которые можно подвешивать под крылья бомбардировщиков.
Другой вопрос. Если Сирия согласится отдать свое химическое оружие под международный контроль, кто его и как будет осуществлять? Россия, США, страны НАТО, арабские страны, Китай? Кто будет «командовать парадом»? Есть опыт Косово, где отдельные районы этого края были отданы под контроль вооруженных сил тех или иных государств или нескольких государств. Но готово ли международное сообщество, расколотое различным и часто противоположным отношением к гражданской и религиозной войне в Сирии, к такому согласию?
Дальше – больше. Допустим, все договорятся (это потребует довольно продолжительного времени). Сирийское химическое оружие взято под контроль. А что с ним делать дальше? Для того чтобы его уничтожить, требуется строить производственную базу. Утопить его в океане или сжечь, куда-то перевезти, где есть мощности и опыт по утилизации этой отравы, практически невозможно. Очень опасно, да и во время войны – безумие. Что остается?
По мнению эксперта Российского Зеленого Креста, члена международного научно-консультативного совета по затопленному химическому оружию и Международного научно-консультативного совета по химической безопасности, доктора технических наук профессора Александра Горбовского, первое, что должна сделать Сирия, если она хочет передать свое химическое оружие под контроль международных сил, – это подписать Конвенцию о запрещении химоружия и, согласно существующей процедуре, передать все боевые отравляющие вещества под контроль ОЗХО. Эта организация возьмет на себя ответственность за сохранность и дальнейшую утилизацию смертоносной отравы. Так было и в Ливии, когда Муаммар Каддафи передал свое химическое оружие под ответственность ОЗХО. В Джамахирии тоже было около тысячи тонн боевых отравляющих веществ.
ОЗХО вывезла это оружие в пустыню, где на сотни километров вокруг не было людских поселений, и при помощи передвижной установки постепенно его ликвидировала. Правда, тогда на территории Ливии не было гражданской войны. На вопрос о том, как делать это в условиях кровавого противостояния в Сирии, эксперт не ответил.
Продолжение темы