Фото Reuters
Готовясь к расправе с Сирией, Вашингтон надеется на то, что Тегеран не вмешается в конфликт. Во всяком случае, президент Ирана говорил лишь о продовольственной и медицинской помощи. В Вашингтоне толкуют о готовности иранских руководителей пойти на сделку с США ради отмены экономических санкций против Исламской Республики. Речь даже идет о том, чтобы Тегеран уговорил Дамаск передать химоружие Москве. Но эксперты подчеркивают, что Иран, как и Россия, продолжает оказывать сирийскому режиму политическую поддержку и снабжать его разведывательными сведениями.Как отреагирует Иран на американское нападение на Сирию? Этот вопрос бурно обсуждается за океаном. Там изучили выступление президента Ирана Хасана Рухани перед советом экспертов. Рухани осудил военные интервенции в регионе, особенно в Сирии, и подчеркнул, что ее безопасность остается для Тегерана приоритетной задачей. Но он не упомянул о том, что президенту Сирии Башару Асаду может быть предоставлена военная помощь.
«Если что-то случится с сирийским народом, Иран направит ему продовольствие и лекарства», – заявил президент. Ранее американские конгрессмены высказывали опасения, что в ответ на обстрел Сирии связанная с Ираном организация «Хезболлах» нанесет удары по объектам США и по Израилю. Выступления приверженцев жесткого курса в иранском истеблишменте подтверждают эти предположения, утверждает Washington Post.
Так, заместитель командующего Корпусом стражей исламской революции Хоссейн Салами сказал, что в результате атаки против Сирии «подвергнется опасности национальная безопасность США». А глава народного ополчения «Басидж» полковник Мохаммад Реза Нагди заявил, что «нелегальные вторжения могут вызвать более широкие ответные меры против США».
Но эти предупреждения лишены конкретики. А тон выступлений других официальных лиц говорит о том, что поддержка Дамаска отнюдь не безоговорочная. Дело дошло до того, что министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф признал: бедственное положение Сирии усугубили «серьезные ошибки ее правительства». В связи с этим комментаторы в США даже высказывают предположение, что Иран мог бы сыграть роль посредника в предотвращении войны. Он способен убедить Асада «сделать драматический жест, передав запасы оружия массового уничтожения третьей стороне, например, России», пишет журнал Time.
Есть ли рациональное зерно в таких предположениях? В беседе с «НГ» заведующий сектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова отметила, что «Иран сам пострадал от химического оружия во время войны с Ираком. Иранцы не забыли, что в то время ни Америка, ни Советский союз не пришли ему на помощь. Тем не менее Тегеран мог бы сыграть роль в решении проблемы, если бы Вашингтон обратился с таким предложением. А иначе он вмешиваться не станет.
Официально позиция Ирана аналогична российской. Он заявляет, что в 2014 году в Сирии должны состояться выборы, и Иран поддержит любого лидера, который будет избран. Таков правовой аспект политики Тегерана. А с практической точки зрения его участие в военных действиях было бы бессмысленным».
Сейчас в Москве находится делегация представителей иранской атомной энергетики. Они хранят молчание, очевидно, следуя указаниям руководства, заключила эксперт.
По мнению другого российского востоковеда, профессора Владимира Сажина, реакция Ирана будет зависеть от того, насколько масштабным будет удар. Сейчас во главе правительства стоят прагматики с оттенком либерализма. Они хотят улучшить отношения с США и Западной Европой и добиться отмены санкций. Поэтому пафосная риторика по адресу Израиля прекратилась. Однако Тегеран не пойдет на уступки принципиального характера. И в ответ на начало войны может выйти из переговоров по ядерной программе с шестью державами, полагает эксперт.