Исламистов заставят покинуть площади. Фото Reuters
Власти Египта нашли оптимальный способ выхода из кризиса. Исламисты, митингующие на площади Рабаа аль-Адавия в Каире, не будут разогнаны силой, а уйдут сами, когда их лишат воды, еды и электричества. Реализация плана, похоже, началась: в ночь на воскресенье палаточный город сторонников «Братьев-мусульман» провел в кромешной тьме. На завершение плана очистки площади потребуется не более трех месяцев.На фоне международного давления временное правительство Египта обсуждает различные форматы разгона митингующих сторонников «Братьев-мусульман», с 4 июля фактически проживающих на площадях крупных городов. Самый мощный митинг – в Каире на Рабаа аль-Адавия и близ Каирского университета.
По данным англоязычной арабской газеты Asharq Al-Awsat, кабмин раскололся на два лагеря: один предлагает жесткий вариант разгона, другой – мирную стратегию. Сторонники первого варианта и.о. премьера Хазем аль-Баблауи, и.о. министра обороны генерал Абдель Фаттах ас-Сисси, а также ряд других министров. За второй, более мягкий, вариант выступают, в частности, и.о. президента Адли Мансур и и.о. вице-премьера Мухаммед аль-Барадеи. Но, по словам источника в кабмине, жестких споров в верхах нет, тема обсуждается «прозрачно и ответственно».
Все понимают: в случае больших жертв Каир поплатится репутацией на международной арене. Минимум жертв сторонников свергнутого президента Мухаммеда Мурси – самый главный принцип урегулирования. По теме проведена серия консультаций. Власти оценили риски: разгон митинга силой приведет к гибели от 3 до 5 тыс. человек. Это неприемлемо: «Мы не хотим возникновения экономических проблем с миром». Необходимы компромиссы, но «не в интересах «Братьев-мусульман», а в интересах страны».
Второй вариант – его приняли власти АРЕ – мирный. Протестующим перекроют доступ еды и воды. И отключат электричество. Выход при этом будет открыт, но вернуться обратно не позволят никому. «Коридоры безопасности» планируется согласовать с правозащитными организациями. Водометы и слезоточивый газ использовать для разгона позволительно, пояснил источник в правительстве. «Операция будет проводиться поэтапно и, возможно, потребует недель или месяцев», однако на завершение принуждения к очистке площади отводится три месяца.
В правительстве отмечают, что митингующие сторонники Мурси начинают разочаровываться в своих лидерах, особенно после того, как «Братья» вот уже несколько раз обещали скорого возвращения Мурси, но тот все не возвращается. Как известно, новости с площадей поступают из первых рук: в местах большого скопления народа «люди в штатском» составляют немалую долю. Они также сообщили, что у активистов накоплено большое количество оружия.
Похоже, реализация мирной стратегии властей началась. В ночь на воскресенье на площади отключили свет. Без электричества остались также несколько кварталов, прилежащих к Рабаа аль-Адавия. Исламисты восприняли это как сигнал к штурму. Они запустили заранее приготовленные дизельные генераторы – и снова заработали главная трибуна и вещание катарской Al-Jaseera. Участники митинга, заранее готовые к эскалации и окружившие палаточный городок баррикадами из мешков с песком и тротуарной плитки, вышли на дежурство на импровизированных рубежах своего пространства. В районе Каирского университета, где также с 4 июля идет митинг в поддержку Мурси и «Братьев», электричество пока не отключали.
Трехдневный праздник Ид аль-Фитр – окончание Рамадана – прошел отнюдь не мирно: в пятницу 9 августа в результате столкновений пострадали более 60 человек. «Революция продолжается, – заявил один из лидеров исламистов Мухаммед эль-Бельтаги. – Любой, кто думает, что вместе с окончанием Рамадана закончатся и наши протесты, ошибается». До того он заявлял о готовности принести в жертву борьбе «миллионы мучеников». Исламисты не идут на уступки: цена вопроса – не причастность к власти, а власть в полном объеме. Но новое руководство АРЕ не может отдать власть.
Верховный имам главной египетской мечети аль-Азхар в Каире шейх Ахмед ат-Тейиб также вступил в процесс политического урегулирования, пригласив все политические силы к переговорам. Шейх ат-Тейиб влиятелен в АРЕ. Именно его и патриарха Коптской египетской церкви приглашал накануне низложения Мурси генерал ас-Сисси для консультаций. Тогда оба священнослужителя одобрили план армии по выводу АРЕ из кризиса. Однако 8 июля, когда у казарм Республиканской гвардии погибли более 60 сторонников «Братьев», имам заявил: «Я вынужден соблюдать итикаф (уединение) в своем доме до тех пор, пока каждый не возьмет на себя ответственность прекратить кровопролитие и предотвратить гражданскую войну». Но по окончании Рамадана, видя, как рушатся усилия по урегулированию, а число жертв достигло, по ряду оценок, 250, шейх ат-Тейиб снова заговорил. К нему обратились представители исламистских партий и видные исламские лидеры с просьбой помочь примирению. Он, в свою очередь, позвал на встречу светских политиков, находящихся у власти. Имам надеется: переговоры по национальному примирению пройдут под его эгидой.