Фото Reuters
Запад нашел новые свидетельства коварства Тегерана. Он строит реактор на тяжелой воде, который позволит накопить оружейный плутоний. Израиль заявляет, что не будет ждать нападения и применит силу первым. Однако эксперты не уверены в том, что чиновники США и ЕС не развернули пропагандистскую войну с целью скомпрометировать нового президента Ирана Хасана Рухани, давшего вчера свою первую пресс-конференцию.Уже следующим летом Иран может начать производство оружейного плутония. То есть он нашел новый путь к созданию ядерной бомбы, утверждают чиновники в США и Западной Европе, которых цитирует газета Wall Street Journal. Ранее правительства США и других западных стран следили в первую очередь за обширной иранской программой обогащения урана.
Но сейчас Запад все больше тревожит то, что иранские ядерщики могут использовать реактор на тяжелой воде, чтобы получить плутоний оружейного уровня.
Реактор этого типа мощностью 40 мегаватт строится в городе Арак, на северо-западе страны. Отработанное топливо от него может, как и обогащенный уран, служить сырьем для боеголовки. На базе плутония создали свои ядерные силы Индия, Пакистан и Северная Корея. По оценкам чиновников США и ООН, реактор в Араке в состоянии производить ежегодно такое количество плутония, которое достаточно для того, чтобы сделать две ядерные бомбы.
Нельзя сказать, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) со штаб-квартирой в Вене было застигнуто врасплох. Нет, Тегеран информировал его о ходе строительства и даже сообщил, что собирается ввести в строй объект во второй половине 2014 года. Иран также пояснил, что реактор предназначен не для военных целей, а для производства изотопов, применяемых в медицине.
Тем не менее чиновники в США и Вене ударили в набат. Какова их мотивация? Насколько реалистичен вывод, что Иран продвигается к своей заветной цели – бомбе альтернативным путем? Ряд экспертов ставит под сомнение такое предположение. Например, Олли Хейнонен, бывший глава отдела инспекций МАГАТЭ, говорит, что до 2016 года какого-либо значительного количества плутония Иран добыть не сможет.
Доктор Абрахам Уэйзфелд пишет в газете Аlgemeiner, выходящей в США: «Реактор IR-40 вполне может произвести плутоний в качестве побочного продукта его реакции. Но его все равно нужно довести до концентрации 93%, чтобы началась цепная реакция в бомбе. Чтобы добиться такой концентрации, плутоний необходимо переработать высокоскоростными центрифугами. У Ирана нет таких центрифуг. Иран не смог бы сделать бомбу на нынешней стадии ни путем деления, ни путем синтеза».
Новая версия, касающаяся ядерных амбиций Ирана, стала публично обсуждаться США и Европой в тот момент, когда президент ИРИ Хасан Рухани пытается добиться отмены санкций. «Мы будем сотрудничать по вопросу ядерной программы и вступим в серьезный и конструктивный диалог с международным сообществом, - заявил он вчера.– У исламской республики есть серьезная политическая воля для того, чтобы урегулировать ядерную проблему при сохранении прав Ирана и учетом того, чтобы ответить на озабоченность другой стороны».
Вашингтон реагировал на сигналы президента Рухани позитивно. «Если новое правительство (Ирана. – «НГ») будет существенно и серьезно относиться к выполнению его международных обязательств и будет искать мирного решения вопроса, то оно найдет в США благожелательного партнера», – сказал представитель Белого дома Джей Карни.
Но в Израиле вызывают тревогу положительные сигналы из Вашингтона в адрес ИРИ. Израиль «крайне обеспокоен тем, что США ищут прямых переговоров с Тегераном», – сказал вчера высокий чиновник из Тель-Авива. Он сомневается, что администрация США выполнит обязательство «любой ценой» помешать Ирану обзавестись ядерным оружием.
Тактика Обамы в Сирии показывает: Израиль не может полагаться на обещания США. Поэтому Израиль может нанести удар по ИРИ без американской поддержки. Он уже дважды разрушал на Ближнем Востоке реакторы до того, как они начинали производить плутоний. Вероятность операции против объекта в Араке тем более высока, что он более уязвим для бомбардировки, чем заводы по обогащению урана в Натанзе и Куме. По словам экс-советника Обамы по ядерным вопросам Гэри Сэймура, премьер Израиля Биньямин Нетаньяху примет это во внимание, решая, когда нанести удар. Но Тель-Авив не желает, чтобы операция привела к загрязнению окружающей среды огромного масштаба. Поэтому ее придется проводить до того, как в реактор будут загружены ядерные материалы.