Сирийская свободная армия имеет на вооружении трофейную военную технику. Фото Reuters
Впервые варианты действий США в Сирии представлены в едином документе и содержат оценки стоимости и рисков. Прямое военное вмешательство будет стоить миллиарды долларов и не гарантирует успеха, такой вывод сделал автор документа генерал Мартин Демпси, глава Объединенного комитета начальников штабов.Видов вмешательства во внутренние дела Сирии всего пять: обучение, снабжение и иная поддержка повстанцев; ограниченные авиаудары; введение бесполетной зоны; буферные зоны на границе с Иорданией и Турцией; установление контроля над химическим оружием.
Риски велики, стоимость чрезмерна. Так, первый вариант – обучение и поддержка – потребует от нескольких сотен до нескольких тысяч войск и около 500 млн. долл. в год. Ограниченные авиаудары по инфраструктуре и военным объектам силами сотен самолетов и кораблей – это миллиарды долларов в течение долгого времени. Организация бесполетной зоны потребует уничтожения военных самолетов правительства, ликвидацию аэродромов и ангаров. Цена такого варианта – 500 млн. долл. на начальном этапе и по 1 млрд. ежемесячно в течение года. Буферные зоны – это 1 млрд. долл. ежегодно. Но в них могут появиться базы экстремистов, что потребует дополнительных расходов. Установление американского контроля над химоружием требует наземной операции – а это «намного больше, чем 1 млрд. долл. в месяц».
«Мы все со всей серьезностью относимся к возможному решению применить силу. Это не что иное, как акт войны», – пишет генерал Демпси. СМИ США уверены: записка генерала была подготовлена по распоряжению президента Барака Обамы и демонстрирует его нежелание участвовать в сирийском кризисе в широком формате. Так, Демпси предупредил: нужно учесть опыт Афганистана и Ирака, так как «просто изменить соотношение военных сил недостаточно: надо тщательно продумать, что нужно, чтобы сохранить работающее государство». Еще одно важное замечание: «Если институты режима падут при отсутствии жизнеспособной оппозиции», экстремисты укрепятся и возьмут контроль над химическими арсеналами Асада.
«Доклад – предмет для обсуждения. Это не значит, что все будет взято на вооружение. Объявленные суммы будут играть сдерживающую роль для администрации США, – заявил «НГ» замдиректора Института США и Канады Валерий Гарбузов. – Обама, пока он в Белом доме, не будет вмешиваться в конфликт напрямую. Его общая философия – «лидерство из задних рядов». Он будет влиять на ситуацию, в нее не вмешиваясь».
Тем временем Конгресс одобрил поставки оружия сирийской оппозиции. Комитеты по разведке Сената и Палаты представителей сняли все вопросы по теме в ходе жестких дебатов. Идея помощи мятежникам – заслужившей доверие Сирийской свободной армии (ССА) – принадлежит Обаме. Она была отвергнута обеими палатами из опасений, что оружие попадет в руки террористов. Но с парламентом плотно поработали не только госсекретарь Джон Керри, но и более жесткие собеседники – вице-президент Джозеф Байден и директор ЦРУ Джон Бреннан. Позиции законодателей скорректировались.
Согласие конгрессменов потребовалось, так как речь идет о перераспределении средств в рамках уже существующей программы финансирования разведки. Определенная часть суммы должна быть направлена на закупки оружия для несогласных и передачу груза адресату по каналам ЦРУ. Но для того чтобы позиция двух комитетов обрела силу закона, необходимо решение обеих палат парламента, разъяснил «НГ» Гарбузов. Он уверен, что если решение Конгресса будет окончательным, власти США не бросятся крушить Асада: «Самое большее, на что администрация может пойти – это политическая, дипломатическая, техническая поддержка оппозиции». СМИ полагают, что, в противоположность требованиям сирийской оппозиции, администрация Обамы будет поставлять в САР не тяжелое, а легкое стрелковое оружие и боеприпасы. Но в Белом доме надеются «проявить лидерство»: США смогут заняться координацией различных потоков помощи мятежникам – в том числе и ракет «земля–воздух» из стран Персидского залива. Повстанцы ждут оружия уже в августе.
Глава комитета по разведке Палаты представителей Майк Роджерс сказал: «Теперь администрация может двигаться вперед». И упомянул, что у комитета существуют все еще «серьезные оговорки». «Шансы на успех» вызывают серьезную озабоченность.
Адам Шифф из комитета по разведке, демократ, заявил об опасностях вооружения оппозиции: «Я думаю, следует ожидать, что некоторые виды оружия, которое мы поставим, попадут в руки тех, кто использует его против нас». По его словам, у американцев после двух войн – в Иране и Афганистане – «невелик аппетит к развязыванию третьей».