0
2346
Газета В мире Интернет-версия

19.06.2013 00:01:00

Тегеран шлет Вашингтону важные сигналы

Тэги: иран, атом


иран, атом Иран обещает «удвоить» прозрачность ядерной программы. Фото Reuters

Иран готов к диалогу с США при выполнении ряда условий, заявил Хасан Рухани, избранный президентом. США также говорят о готовности к прямым переговорам с ИРИ. Но не слишком верят, что президент-реформатор сможет влиять на ядерную программу своей страны. Аналитики полагают, что прямые официальные контакты возможны, но не на самом высшем уровне. И что намерения Тегерана решить ядерную проблему в самом деле серьезны. 

«Мы предпримем два шага для прекращения санкций, – заявил Хасан Рухани на первой пресс-конференции. – Мы собираемся удвоить прозрачность нашей ядерной программы. Мы намерены укрепить доверие между Ираном и международным сообществом. Затем нынешние санкции должны ослабляться». Похоже, он согласен, что стороны должны действовать пошагово и что Иран должен начать уступки первым, тогда как до сего момента власти заявляли: отмена санкций – первый шаг, а все остальное – потом.

Итак, во имя освобождения экономики от давления новый президент обещает совершить серьезный поворот в решении ядерной проблемы, хотя не готов отказаться от ядерной программы и даже приостановить обогащение урана.

Рухани не исключил прямых переговоров с США: «Любой диалог с США должен проводиться при равном статусе сторон и только после выполнения ряда условий. В первую очередь это невмешательство во внутренние дела Исламской Республики Иран. Второе – это признание Соединенными Штатами права Тегерана на обладание мирным атомом».

Аналитики сомневаются, что встреча лидеров двух стран состоится, во всяком случае, в ближайшее время. Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, не исключает прямых переговоров, но не на высшем уровне. «Еще при Ахмадинежаде вопрос о переговорах обсуждался. Иранцы говорили, что без США все разговоры с «шестеркой» – пустой номер, надо прежде договариваться с США, а потом уже со всеми остальными», – пояснил он «НГ». По словам Сажина, тайные контакты между Вашингтоном и Тегераном поддерживались постоянно в течение как минимум 20 лет на уровне «отставных чиновников, известных людей второго ряда». Хотя обе стороны факт встреч категорически отрицали. 

«Переговоры с США возможны, если Тегеран не сделает ошибок в сирийской политике», – заявила «НГ» Лана Раванди-Фадаи, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Ошибкой станет, например, отправка  4 тыс. иранских бойцов для поддержки президента САР Башара Асада.

Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады, напротив, сомневается в перспективах двусторонних встреч: «На уровне представителей США и Ирана переговоры возможны, но особой важности в них нет, так как существуют переговоры в формате «шестерки». Исключать двусторонние контакты нельзя, но в их организации есть множество сложных моментов. Скорее всего переговоры возобновятся между ИРИ и «шестеркой».

Хасан Рухани хочет не просто продолжить контакты с международными посредниками, он рассчитывает на интенсивный диалог: «Мы по воле Всевышнего готовы вести более активные переговоры с «шестеркой». Та, в свою очередь, поставит перед новой властью Ирана те же требования, что и перед предыдущей: прозрачность ядерной программы, выполнение требований МАГАТЭ и резолюций СБ ООН.

О согласии США на двусторонние контакты с ИРИ стало известно 15 июня, сразу после оглашения результатов иранских выборов. «Мы, как и наши международные партнеры, готовы вести прямые переговоры с правительством Ирана», – сказал госсекретарь США Джон Керри. Президент Барак Обама поддержал. Но в Вашингтоне не слишком верят, что Рухани сможет сыграть серьезную роль в решении ядерной проблемы: эту тему курирует духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.
Одобрение верховного руководителя получено, полагает Лана Раванди-Фадаи: «Скорее всего если бы Хасан Рухани не обсуждал предварительно свое выступление с лидером, то это вызвало бы его негативную реакцию».

Корректировка позиции Ирана объяснима: экономическая ситуация в стране, находящейся под действием четырех санкционных резолюций СБ ООН, крайне сложная, социальная напряженность заставляет руководство искать выход. Путь у Ирана один – решение ядерной проблемы. Аятолла Хаменеи это понимает. Насколько велика его готовность реализовать намерения, станет ясно уже в ближайшее время по итогам переговоров с «шестеркой» и МАГАТЭ.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
339
Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
4672
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2504
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
5928

Другие новости