Американо-иорданские маневры на границе с Сирией продлятся до 20 июня. Фото Reuters
Иран посылает в Сирию 4 тыс. бойцов Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Перспектива противостояния иранских военных и американского спецназа, стянутого к южным границам САР, новые позиции Иордании и Египта сделали обстановку на Ближнем Востоке взрывоопасной.Вступление Ирана в войну означает новый поворот в сирийском кризисе. По данным СМИ, 4 тыс. ксировцев – это лишь «первый контингент». И это, очевидно, крайнее средство, которое может себе позволить Иран для усиления позиций Дамаска.
Этот ход Тегеран делает из-за резкого осложнения ситуации в регионе. В минувший четверг США заявили, что располагают доказательствами применения Дамаском химического оружия. А это значит, что Асад пересек «красную черту», намеченную президентом США Бараком Обамой в качестве повода для смены политики США в отношении САР. Великобритания и Франция активно подтвердили версию США. Руководство НАТО воздержалось от комментариев. РФ заявила о неубедительности доказательств. И даже генсек ООН Пан Ги Мун усомнился в их надежности. Но это не помешало дальнейшей милитаризации региона.
Доставка иранских военных может проходить через иракскую границу. Известно, что недавно госсекретарь США Джон Керри побывал в Багдаде и потребовал запретить пролет иранских самолетов с военными грузами в САР. Премьер Ирака Нури аль-Малики сочувствует президенту Асаду. И не слишком готов слушаться указаний Вашингтона. Отметим, ранее об участии в конфликте на стороне Асада заявил лидер ливанского шиитского движения «Хезболлах» Хасан Насрулла. Его бойцы помогали войскам правительства Сирии освобождать Кусейр, ключевой город близ границы с Ливаном.
На сирийско-иорданской границе дислоцируются подразделения американских морских пехотинцев с ЗРК Patriot и истребителями F-16, прибывшими в Иорданию на военные учения. Эти ЗРК могут в дальнейшем обеспечивать режим бесполетной зоны над югом Сирии.
Для создания бесполетной зоны над севером САР могут задействовать Patriot, размещенные вдоль границы на территории Турции. Власти этой страны ныне пытаются разрешить внутренний кризис, но упорное нежелание премьера Реджепа Тайипа Эрдогана идти навстречу турецкой улице, требующей отказа от жесткой политики управления страной, день ото дня усугубляет ситуацию. В качестве отвлекающего маневра Эрдоган может начать действия на границе с САР, в чем заинтересованы и Запад, и влиятельные арабские страны. В этом случае Запад простил бы Эрдогану жесткое подавление протестов турецких несогласных.
Ситуацию дестабилизирует и Египет, ранее выступавший посредником в решении сложных вопросов региона. Президент Мухаммед Мурси на днях внезапно разорвал дипотношения с Дамаском, потребовал создания бесполетной зоны над САР и дал добро желающим повоевать с Асадом. По мнению местных аналитиков, Мурси решает таким образом внутренние проблемы, стремясь задобрить «Братьев-мусульман», популярность среди которых он стал терять из-за провалов во внутренней политике. Да и финансовая помощь суннитского Востока и США жизненно важна для Мурси.
Для введения бесполетной зоны требуется санкция СБ ООН, которую не получить без согласия РФ и Китая. Ныне задействован иной формат, пояснил «НГ» Владимир Сотников, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН: «Запад пытается создать ситуацию, когда соседи – не только Саудовская Аравия и Катар, но и Иордания, Египет – станут не просто предоставлять территорию для боевиков и оружие, а вовлекутся в конфликт напрямую. Все ближе реализация идеи Эр-Рияда и Дохи о создании объединенных арабских сил для ликвидации режима Асада».
«Региональная война возможна, учитывая общие проблемы Ирана, той части Сирии, которой правит Асад, и растущего числа сторонников шиитского движения «Хезболлах». Если добавить разместившиеся в Иордании западные силы и те западные войска, которые уже находятся на Аравийском полуострове, ситуация становится похожей на пороховую бочку», – заявил «НГ» Теодор Карасик, директор по исследовательской работе в INEGMA, Дубай (ОАЭ).
С ним трудно не согласиться: ситуация все больше похожа на войну, куда вовлекаются страны Ближнего и Среднего Востока. Москва об этом предупреждала.