Выходцы из Туниса вряд ли ожидали столь недружелюбного приема. Фото Reuters
В воскресенье в Швейцарии состоялся референдум по вопросу изменения законодательства о беженцах. Почти 80% участников плебисцита поддержали закон, принятый в сентябре 2012 года и усложняющий процедуру запроса и получения убежища в стране. В настоящее время там действуют одни из самых строгих в Европе норм предоставления убежища.Подавляющее большинство жителей Швейцарии высказались за жесткие правила предоставления политического убежища. Согласно официальным данным, действующий закон, который еще в прошлом году сузил возможности для подачи ходатайств об убежище и ввел ускоренную процедуру их рассмотрения, поддержали 78,8% участников референдума, проведенного в 9 из 23 кантонов страны.
О том, насколько проблема беженцев важна для швейцарцев, говорит уровень участия в референдуме – 2 млн. человек. Для страны с 8-миллионным населением это высокий показатель.
Провести референдум было решено после того, как ужесточение законодательства вызвало критику со стороны левого лагеря – социал-демократов и «зеленых», – а также профсоюзов и Церкви. В то время как сторонники закона уверены, что девять из десяти мигрантов запрашивают убежище по экономическим мотивам, его противники назвали исход голосования «тревожным для ситуации с правами человека» и «грозящим печальными последствиями» для запрашивающих убежище.
Таковых в Швейцарии в 2012 году было 28,6 тыс. человек – рекордный показатель с 1999 года. Это преимущественно выходцы из Эритреи, Нигерии, Туниса, Сербии и Афганистана. Если сравнить численность граждан конфедерации и иностранцев, желающих получить право на проживание, то в Швейцарии ежегодно пытаются остаться в четыре-пять раз больше беженцев, чем во Франции, Германии или Италии.
В итоге власти ужесточили правила иммиграции, которые теперь считаются одними из самых строгих в Европе. Только швейцарские посольства и консульства не принимают ходатайства о предоставлении убежища, даже в экстренных случаях. К примеру, беженцы из Сирии, которые находятся в Турции, Ливане или Иордании, не могут обосноваться в Швейцарии, несмотря на то, что у них есть близкие родственники в стране.
Если до сих пор среднее время рассмотрения заявки на получение статуса беженца составляло четыре года, то новое законодательство ограничивает его 100 днями. Ускорение процедуры рассмотрения прошений направлено на то, чтобы в кратчайший срок отказать и выслать на родину просителя, если только это возможно.
Кроме того, получить убежище теперь не смогут те, кто уклоняется от военной службы у себя на родине по моральным, религиозным и иным убеждениям. А те, кто нарушает общественный порядок будучи кандидатом на получение статуса беженца, помещаются в закрытые учреждения, именуемые центрами для беженцев.
Такие центры, а в действительности тюрьмы для содержания непослушных беженцев, вызывают немало вопросов. Пока не совсем ясно, по каким именно критериям и за какие правонарушения людей можно будет туда помещать.
«Состоявшийся в воскресенье референдум – далеко не первый в Швейцарии на эту тему, – напомнил в беседе с «НГ» руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер. – Были референдумы о минаретах, об ограничениях для граждан стран Восточной Европы и другие».
По мнению эксперта, ужесточение законодательства связано, во-первых, с экономическим кризисом. «Занятость в Швейцарии страдает, и среди местных жителей появляется все больше тех, кто готов согласиться на неквалифицированную работу. В препятствиях, которые создает закон, они видят охранную грамоту для швейцарцев», – сказал Швейцер.
Во-вторых, теракты и войны на Ближнем Востоке и в Северной Африке заставляют швейцарцев опасаться «людей с небелой кожей». Наконец следует обратить внимание на внутриполитический момент. «Если раньше по сюжету о беженцах резко выступала Швейцарская народная партия, то теперь элемент антииммиграционизма усиливается в программах и практической деятельности других партий», – подчеркнул Швейцер.
Со времен создания Международного комитета Красного Креста гражданами Женевы в 1863 году Швейцария имела репутацию страны, принимающей и помогающей беженцам со всего мира. В последние годы, однако, ситуация изменилась. Под влиянием радикально настроенных политических партий принимаются все новые и новые поправки к Закону об убежище. Неудивительно, если совсем скоро от традиций основателей Красного Креста вообще ничего не останется.