Председатель Комитета начальников штабов Мартин Демпси, шеф Пентагона Чак Хейгел и президент США Барак Обама планируют ответ на сирийский кризис. Фото Reuters
Президент США Барак Обама запросил у Пентагона план установления бесполетной зоны над территорией Сирии. Документ предусматривает участие в операции вооруженных сил США, Великобритании и Франции. Вашингтон рассматривает возможность поставки оружия сирийской оппозиции. Обе новости сообщили американские СМИ со ссылкой на анонимных чиновников в Белом доме. По их данным, окончательное решение не принято, но план – «на более продвинутой стадии, чем когда-либо».Россия недовольна действиями США и Франции, которые ведут к срыву переговоров по урегулированию кризиса в Сирии. Об этом заявил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров: «Целый ряд действий, которые предпринимаются, причем не без участия и поддержки наших западных партнеров, включая США и Францию, объективно, вольно или невольно работают на срыв идеи созыва конференции».
Он раскритиковал решение ЕС по эмбарго на поставки оружия сирийским мятежникам, назвав их «нелегитимными». А министр обороны России Сергей Шойгу предупредил: «Всякое решение имеет две стороны. Если одна сторона снимает ограничения, то другая сторона уже может считать себя не обязанной выполнять принятые ранее обязательства». Генерал армии не стал углубляться в детали, но о чем речь, совершенно ясно.
В последние дни Тель-Авив заострил до предела вопрос поставки российских ЗРК С-300 Дамаску. В среду премьер Израиля Биньямин Нетаньяху приказал министрам правительства воздержаться от обсуждения ракетных тем. Накануне глава минобороны Моше Яалон заявил, что если Россия все же отправит С-300 в САР, то Израиль «будет знать, как действовать».
Это предупреждение звучит очень серьезно, учитывая недавно подтвержденное Вашингтоном обещание всячески поддержать Тель-Авив, если тот будет вынужден защищать свое население. В мае Израиль уже бомбил территорию суверенной САР, объясняя это опасностью ливанского «Хезболлах».
Похоже, инициатива Лаврова–Керри по международной конференции по сирийскому кризису (Женева-2) срывается. А сама ситуация вокруг САР грозит реализацией ливийского сценария.
Такой развязке не противоречит кризис, разразившийся в рядах сирийской оппозиции, без которой проводить конференцию бессмысленно. В среду стало ясно: разногласия в стане мятежников достигли максимума. Они не могут договориться ни о распределении власти, ни об отношении к Женеве-2. Их конференция в Стамбуле идет с 25 мая до сих пор. Так и не избран новый лидер взамен Муаза аль-Хатыба, главы Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКРОС), избранного в ноябре 2012 года и недавно подавшего в отставку. Нацкоалиция была признана «Друзьями Сирии» (то есть Западом и Востоком) и Генассамблеей ООН «легитимным представителем сирийского народа».
Сирийская свободная армия пытается диктовать условия.
Фото Reuters |
Сирийская свободная армия (ССА) – боевое крыло НКРОС – и вовсе вышла из-под контроля. После решения ЕС о судьбе эмбарго на оружие для мятежников, встречи командира ССА в Брюсселе с депутатами Европарламента и визита американского сенатора-республиканца Джона Маккейна в стан сирийской оппозиции 28 мая руководство радикалов почувствовало серьезную поддержку и выдвинуло ультиматум Ливану. Начштаба армии Салим Идрис потребовал от ливанского шиитского движения «Хезболлах» в 24 часа покинуть территорию Сирии. Требование «принудить «Хезболлах» к выдворению было передано президенту Ливана Мишелю Сулейману, генсеку ООН Пан Ги Муну и генсеку ЛАГ Набилю аль-Араби. В противном случае «по истечении 24 часов Сирийская свободная армия откроет охоту на милицию «Хезболлах» везде, где она находится». Президент Сулейман пригрозил вооруженным сирийским мятежникам суровым ответом.
Неизвестно, как на эскалацию ответит Иран. В среду в Тегеране прошла конференция «Истинных друзей Сирии». Представители 40 стран мира разрабатывали план дипломатического решения конфликта. Подход ИРИ таков: договариваться должны власти и внутренняя оппозиция, а учет мнения внешней, связанной с «Аль-Каидой» – вовсе не обязателен. Она должна быть исключена из политического процесса. Тегеран заявил, что «категорически против иностранного вмешательства в дела Сирии». И утверждает, что военного присутствия на территории САР не имеет. Но на случай интервенции и у него наверняка есть свой ответ.