Фото Reuters
Глава правительства Китая Ли Кэцян призвал установить климат доверия с Индией. Опасаясь, что США хотят втянуть ее в антикитайский альянс, гость предложил увеличить инвестиции в стране и открыть двери для индийского экспорта. Но улучшению двусторонних отношений мешают пограничный спор и разногласия, касающиеся пребывания Далай-ламы в Индии.Премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян во время пребывания в Дели подчеркнул, что Индия стала первой страной, в которую он нанес визит после вступления на свой пост в нынешнем году. Этот факт подтверждает стремление Китая установить отношения доверия и сотрудничества с гигантским соседом в Азии.
«На основе более глубокого взаимного доверия наши две страны могут углубить взаимопонимание и построить новый тип отношений, продвинуть успешное развитие Китая и Индии. Это будет настоящим благословением для Азии и мира», – провозгласил премьер.
Китайские СМИ также говорят о желательности установить дружеские связи между «драконом и слоном». Газета Global Times пишет, что Запад преднамеренно раздувал шумиху вокруг недавнего конфликта между индийскими и китайскими военными на границе. «Запад заинтересован в разногласиях между Китаем и Индией… Китай понесет ущерб, если Индия станет проводить по отношению к Китаю такую же политику, как Япония и Филиппины», – указывает этот орган, издающийся Коммунистической партией.
Однако, как передало агентство Reuters, ссылаясь на беседу с высокопоставленным индийским чиновником, премьер-министр Индии Манмохан Сингх сказал своему китайскому коллеге, что осложнения на границе могут отрицательно сказаться на двусторонних отношениях. Он также выразил недовольство тем, что в торговле образовался дисбаланс в размере 29 млрд. долл. в пользу Китая.
На переговорах, очевидно, затрагивался и вопрос о деятельности Далай-ламы, проживающего в Индии. Сингх подтвердил известную позицию Дели. Она состоит в том, что Далай-лама – это духовный лидер тибетцев, который пользуется гостеприимством индийского правительства.
Визиту китайского лидера предшествовал инцидент между военными в горах на севере Кашмира. Китайские солдаты углубились примерно на 20 км в глубь территории, которую индийцы считают своей. Это вторжение возмутило общественное мнение Индии, не забывшего о поражении, которое китайцы нанесли индийцам во время быстротечной войны 50 лет назад. В итоге бесед двух премьеров стороны согласились, что их специальные представители встретятся и обсудят возможность «создать рамки для справедливого, разумного и взаимоприемлемого пограничного урегулирования».
Что же означает эта формула? В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян напомнила, что «переговоры о границе ведутся между двумя державами с 1981 года. Китай предъявляет претензии на территорию в 136 тысяч квадратных километров, куда входит индийский штат Аруначал Прадеш. В то же время китайцы фактически захватили более 30 тысяч квадратных километров на западном участке, в районе Аксай-Чин».
Это высокогорные, малонаселенные земли. Для обеих держав контроль над ними – прежде всего вопрос престижа. Во время встреч их представителей обсуждался вариант комплексной сделки: Индия признает китайские притязания на западном участке, а Китай признает Аруначал Прадеш (в восточной части неустановленной границы) индийской землей. Для обеих сторон это оказалось неприемлемо.
«Кардинальное решение проблемы – это дело будущего. Сейчас речь идет о создании нормальной обстановки. Тем не менее значение договоренности, достигнутой в Дели, не стоит недооценивать. Она поможет в дальнейшем предотвращать стычки на границе».
На то, что стороны найдут общий язык по тибетскому вопросу, нечего было и рассчитывать. Далай-лама остается «раскольником и сепаратистом» с точки зрения Пекина. Думаю, Китай ожидает его ухода из жизни, чтобы назначить «своего» Далай-ламу. Менять курс Китай не собирается, заключила эксперт.
По индийским данным, торговля к марту 2012 года достигла почти 76 млрд. долл. Учитывая позицию Дели, Китай пообещал шире открыть свой рынок для индийской продукции и способствовать наращиванию китайских инвестиций в Индии.