Повстанцы разрушили памятник отцу Башара Асада Хафезу в городе Ракка. Фото Reuters
Страны – члены Лиги арабских государств (ЛАГ) имеют право поставлять оружие сирийской оппозиции. Такое заявление было сделано на саммите организации в столице Катара Дохе. Вчера там открылось первое дипломатическое представительство оппозиционного переходного правительства Сирии. Вместе с тем НАТО пока отказывает противникам режима Башара Асада в требовании создать бесполетную зону на севере страны.Каждое государство в составе ЛАГ имеет право поставлять «сирийскому народу и Свободной сирийской армии» все виды средств самообороны, включая оружие, говорится в итоговом заявлении. Документ также призывает региональные и международные организации признать в качестве единственного легитимного представителя сирийского народа Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС), которая на встрече в Дохе впервые представляла Сирию.
Глава НКСРОС Муаз аль-Хатыб сообщил, что попросил госсекретаря США Джона Керри «расширить зонтик ракет Partriot на север Сирии», и тот якобы обещал изучить эту возможность. Вместе с тем в НАТО заявили, что альянс «не собирается проводить военного вмешательства в Сирии». О том же сообщил официальный представитель Белого дома Джей Карни. «На данный момент НАТО не намерено вводить вооруженные силы в Сирию. Я думаю, что батареи ракет Patriot, которые размещены в Турции, могут служить только как средство защиты», – сказал он.
Напомним, что в понедельник аль-Хатыб объяснил свое намерение уйти с поста председателя коалиции недостаточной международной поддержкой сирийской оппозиции. По другой версии, причиной является избрание на пост премьер-министра переходного правительства его политического оппонента Гасана Хитто, также присутствовавшего на саммите. Советник Хитто Ясер Таббара объяснил, что вопрос о том, кто возглавляет НКСРОС, не стоит. «Это однозначно Муаз аль-Хатыб. Он глава делегации, глава коалиции и с правовой точки зрения его отставка не принята генеральным собранием оппозиции», – сказал Таббара. Как пишет New York Times, момент триумфа, который разделили аль-Хатыб и Хитто, пока затмил раскол в рядах НКСРОС.
Как рассказал в интервью «НГ» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов, место Сирии в ЛАГ, пустовавшее с ноября 2011 года, было заморожено вопреки положениям устава организации. Сейчас его заняла НКСРОС – тоже нелегитимно. Решение ЛАГ о том, что арабские страны могут вооружать сирийскую оппозицию, вообще политический нонсенс, ведь сирийские группировки, воюющие против Башара Асада, не признают НКСРОС. «Я не думаю, что это заявление приведет к успехам сирийской оппозиции. Оружие уже поступает контрабандным путем через границы Сирии с Турцией, Ливаном, Иорданией. Резолюция просто придает этим поставкам некую легитимность», – подчеркнул эксперт.
В российском внешнеполитическом ведомстве решения, принятые на саммите ЛАГ, также вызвали недоумение. «В международно-правовом плане принятые Лигой решения по Сирии противоправны и несостоятельны, поскольку правительство Сирийской Арабской Республики было и остается законным представителем государства – члена ООН», – говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича.
Отметим, что Алжир, Ирак, Ливан – страны, имеющие значительный вес в арабском мире, – голосовали против резолюции по Сирии. Несмотря на это, ЛАГ приняла документ. Таким образом, по мнению Долгова, саммит в очередной раз продемонстрировал, что в организации доминируют монархии Персидского залива, такие как Катар и Саудовская Аравия, которые за счет своих финансовых возможностей продвигают выгодные им инициативы. Это видно не только на примере Сирии. Так, Катар выступил с предложением создать фонд в миллиард долларов для поддержки палестинцев Восточного Иерусалима (причем Доха внесет 250 млн. долл.), а также созвать саммит в Каире, чтобы продолжить диалог между враждующими палестинскими группировками – ФАТХ и ХАМАС.
Долгов обратил внимание на то, что палестинская и сирийская проблемы связаны: в палестинском национальном движении есть раскол по вопросу о том, кого поддерживать – оппозицию или Асада. «Скорее всего монархии Персидского залива пытаются использовать палестинскую ситуацию для давления на сирийский режим, – считает эксперт. – Поэтому позитивной роли ЛАГ в примирении ФАТХ и ХАМАС я не вижу, она решает только вопросы финансовой поддержки палестинских организаций, о чем свидетельствует и создание нового фонда. А между тем без преодоления раскола в палестинском национальном движении невозможно говорить о дальнейших шагах решения палестинской проблемы».