Новый глава оборонного ведомства занял пост в трудные времена.
Фото Reuters
Вчера Чак Хейгел, получив благословение Сената, принес присягу и вступил в должность министра обороны. Благополучно завершилось самое сложное в истории США утверждение главы Пентагона. Хейгел заручился минимальной поддержкой сенаторов, из-за чего некоторые наблюдатели поставили под сомнение его способность справиться с вызовами, стоящими перед военным ведомством. Главный из них – автоматический секвестр бюджета, который может вступить в силу 1 марта и грозит Минобороны многомиллиардными потерями в финансировании.
Пост главы Пентагона бывший сенатор-республиканец от штата Небраска и ветеран Вьетнамской войны брал с боем – самым длительным и тяжелым в истории подобных утверждений. Этот бой назначенцу Барака Обамы дала его родная Республиканская партия, которая невзлюбила его за критику Джорджа Буша-младшего в связи с войной в Ираке. Именно республиканцы заблокировали голосование по его кандидатуре10 дней назад. В случае с претендентом на пост министра обороны данный прием в Сенате использовался впервые. Многие наблюдатели были поражены столь яростным сопротивлением, которое Хейгелу устроили в его же собственном полку.
И вот во вторник Хейгел наконец получил поддержку сенаторов, из которых 58 высказались «за» и 41 – «против». Это минимальный перевес с момента учреждения должности в 1947 году: обычно протестных голосов бывает не более одного-двух. Для сравнения: его предшественник Леон Панетта получил 100 голосов «за». В числе сторонников Хейгела оказалось всего четыре республиканца, включая его жесточайшего критика – деятеля «движения чаепития» Рэнда Пола. Новый министр обороны пообещал работать в тесном взаимодействии с Конгрессом и сделать все, чтобы американская армия осталась сильнейшей в мире.
Руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН Владимир Батюк напомнил, что в истории назначений глав Пентагона были и более драматичные случаи. Например, в начале своего пребывания у власти президент Джордж Буш-старший предложил на пост министра обороны сенатора Джона Тауэра, что также вызвало неприятие его коллег-сенаторов, которые отвергли эту кандидатуру к большому неудовольствию Белого дома. «Сейчас сложно сказать, как будут складываться отношения между Хейгелом и сенаторами в дальнейшем, – подчеркнул эксперт в интервью «НГ». – Все будет зависеть от готовности обеих сторон к компромиссу».
Хейгел возглавил Минобороны в момент смены стратегических приоритетов внешней политики США. Америка выводит войска из Афганистана и завершает мучительный 10-летний период сухопутных войн. Взамен все больше средств выделяется на развитие дроновой программы. Беспилотники стали авангардом американской армии, об этом свидетельствует и одно из последних решений Панетты – учредить медаль «За выдающуюся военную службу». Она предназначена для всех, кто воюет удаленно, прежде всего для пилотов БПЛА и военных программистов. Однако у этого проекта нашлось много критиков, а во вторник три конгрессмена-республиканца представили законопроект, запрещающий введение такой награды, если она по значимости будет выше знаменитой медали «Пурпурное сердце», присуждаемой за ранения в бою. По всей видимости, республиканцы не собираются давать Хейгелу, у которого на груди два «Пурпурных сердца», ни малейшей передышки.
Впрочем, этот досадный эпизод более чем второстепенен по сравнению с грозящим США уже завтра автоматическим секвестром бюджета. Он затронет большинство государственных ведомств, но Пентагон – в наибольшей степени. Если Конгрессу так и не удастся достичь компромисса, то в «судный» для американской армии день урезания расходов на военные нужды только на ближайшие полгода составят 46 млрд. долл. (около 9% оборонного бюджета). Это значит, что Хейгелу предстоит принимать болезненные решения о том, какие программы сохранить, а от каких отказаться. Одним из наиболее вероятных шагов называют увольнение из Минобороны 800 тыс. гражданских служащих.
По мнению Батюка, даже если секвестра не будет, Минобороны ждут непростые времена. В соответствии с планом бюджетных расходов, утвержденным президентом, в ближайшие 10 лет оборонные расходы США должны сократиться на 487 млрд. долл. «Уже сейчас приходится сокращать многие оборонные статьи, в том числе расходы на закупки новых видов вооружений. Очевидно, что это скажется и на военной мощи США, и на глобальном американском военном присутствии. Таким образом, перед новым министром обороны стоит очень непростая задача: с одной стороны, сохранить боеспособность вооруженных сил США в столь непростых условиях, а с другой – противостоять коллегам-республиканцам, многие из которых выступают против сокращения оборонных расходов и, напротив, требуют укрепления американской военной мощи», – заключил эксперт.