Фото Reuters
После поражения в Крымской войне в середине XIX века Россия, по знаменитому выражению канцлера Горчакова, стала «сосредотачиваться», сконцентрировав усилия на внутренних реформах. Похоже, нечто подобное происходит сегодня в США после того, как Америка перенапрягла свои силы в попытке консолидировать однополярный мир. Нынешний хозяин Белого дома, наверное, понимает, что надо сконцентрироваться на внутренних делах, покончить с «десятилетием войн», развязанных Бушем-младшим, провести реформы для обеспечения конкурентоспособности Соединенных Штатов в многополярном мире.
Барак Обама выступил в Конгрессе с Посланием «О положении страны», в котором изложил приоритеты своей политики на второй срок пребывания у власти. Главный упор он сделал на решении неотложных социально-экономических проблем, с которыми Америка столкнулась в последние годы. Он обещал защитить интересы среднего класса, укрепить систему здравоохранения и образования, провести налоговую реформу. Президент также пообещал сократить бюджетный дефицит на 1,5 трлн. долл., но при этом выступил против сокращения государственных расходов и бюджетного секвестра.
Амбициозная экономическая программа Обамы предусматривает упор на науку и инновации, возрождение американской промышленности, увеличение добычи нефти и газа, создание новых рабочих мест, ремонт 70 тыс. ветхих дорожных мостов, защиту окружающей среды, а также увеличение минимальной заработной платы до 9 долл. в час. Кроме того, Обама хочет предоставить гражданство миллионам нелегальных иммигрантов, защитить права женщин и меньшинств и усилить контроль над продажей оружия.
На мировой арене Обама намерен поставить США во главе двух гигантских экономических блоков – Трансатлантического (совместно с Европейским союзом) и Транстихоокеанского (без Китая), на долю которых будет приходиться свыше половины глобального ВВП и 2/3 мировой торговли. Это должно обеспечить Вашингтону лидерство в полицентрической системе международных отношений.
Хозяин Белого дома пообещал продолжить борьбу с «Аль-Каидой», обеспечить Америке кибербезопасность и закончить войну в Афганистане в 2014 году.
В то же время хозяин Белого дома заявил, что намерен вступить в переговоры с Россией о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов. Не случайно накануне выступления Обамы появились сообщения о том, что президент одобрил новый доктринальный документ по ядерной политике США. Хотя этот документ пока не опубликован, утверждается, что он предусматривает сокращение ядерных сил примерно в полтора раза по сравнению с Договором СНВ – до 1000–1100 боеголовок. Но конкретные детали новых американских предложений не ясны.
Известно также, что ключевые игроки второй администрации Обамы – государственный секретарь Джон Керри и министр обороны Чак Хейгель – выступают за поиск договоренностей с Россией. Об этом говорил и вице-президент Джо Байден на недавней конференции по вопросам безопасности в Мюнхене.
В то же время Республиканская партия категорически отвергает программу Обамы, включая сокращение бюджета Пентагона и ядерных вооружений. Неоконсерваторы требуют похоронить перезагрузку и усилить давление на Россию. Обсуждение кандидатуры Хейгеля, который поддерживает идею радикальных сокращений ядерных сил США, в Сенате показало еще раз, что республиканцы заблокируют ратификацию любого нового разоруженческого договора.
Поэтому скорее всего Вашингтон предложит Москве осуществлять дополнительные сокращения в рамках действующего Договора СНВ, чтобы избежать процедуры ратификации в Сенате. Однако Россия не согласится на новые сокращения, пока Обама не проявит обещанную им в прошлом году гибкость в вопросе о противоракетной обороне. Если США продемонстрируют готовность заморозить стратегическую ПРО, отказавшись от развертывания стратегических перехватчиков СМ-3 Блок 2Б в Европе, возникнет возможность для компромисса. Но и России надо признать, что дипломатия – это искусство возможного, и отказаться от нереалистического требования заключить новый Договор по ПРО. В таком случае начнутся серьезные переговоры, которые через год или два могут привести к новым договоренностям, учитывающим интересы безопасности обеих сторон.
Возможно и расширение сотрудничества по Афганистану, где ни мы, ни американцы не заинтересованы в приходе к власти движения «Талибан». Надо попытаться договориться о сотрудничестве ОДКБ и НАТО в этом вопросе.
Совпадают интересы двух стран и в подходе к нераспространению оружия массового поражения. Россия и Соединенные Штаты вместе осудили в Совете Безопасности ядерные испытания Северной Кореи. Судя по всему, Вашингтон готов к прямым дипломатическим переговорам с Тегераном. Если США не будут настаивать на военном решении, то позиции Москвы и Вашингтона могут сблизиться.
Конечно, по некоторым вопросам между Россией и США будут сохраняться противоречия. Это, например, касается Сирии, где идет кровавая гражданская война. Но в своем Послании Обама не упомянул требование немедленного отстранения Асада от власти. Это открывает возможности для политического решения сирийской проблемы.
Будут расхождения и по вопросам демократии и прав человека. Но эти споры не должны вести к эскалации пропагандистской войны.
Вместе с тем российско-американские отношения не могут по-прежнему ограничиваться только военно-политическими вопросами. Необходимо построить экономическую опору этих отношений. Для этого потребуется крупномасштабный проект, отвечающий интересам реиндустриализации как России, так и США. В 1930-е годы такое сотрудничество стало базой для первой пятилетки в СССР. В нынешних условиях возможны нестандартные решения, которые позволили бы нам воссоздать станкостроение в России. Несмотря на «Закон Магнитского» и «Закон Димы Яковлева» отмена поправки Джексона–Веника должна дать импульс экономическим связям двух стран.
Только в этом случае развития торговли и инвестиций отношения Москвы и Вашингтона в XXI веке будут стабильными и устойчивыми.