В Сеуле возмущены новым ядерным испытанием в Северной Корее.
Фото Reuters
Северная Корея вчера взорвала под землей миниатюрное ядерное устройство. Это было сделано в ответ на «безрассудную враждебность США, которые нарушили наше право на мирные запуски спутников», – заявил Пхеньян. Но подлинная цель – отработать ядерную боеголовку для ракеты дальнего радиуса. Северная Корея намерена провести «еще более масштабные акции», суть которых пока не раскрывается. По мнению экспертов, КНДР потребуется пять–семь лет, чтобы попасть в ядерный клуб.
Северная Корея подтвердила, что провела третье ядерное испытание под землей. Как видно из сообщения Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК), взорвано миниатюрное ядерное устройство большей мощности, чем во время предыдущих испытаний, проводившихся в 2006 и 2009 годах. Мощность устройства оценивается иностранными экспертами примерно в 7 килотонн. Испытание прошло в подземной шахте на полигоне примерно в 200 км от границы с Россией. Повышения радиационного фона на нашей территории пока не зафиксировано.
«Ядерное испытание было проведено на высоком уровне, безопасным способом. При этом использовалось миниатюризированное и более легкое ядерное устройство с большей взрывной силой, чем раньше», – говорится в сообщении ЦТАК.
Акция Пхеньяна вызвала громкий резонанс в мире. МИД России решительно осудил проведенное испытание. Таким же образом высказался и МИД КНР, при этом посла Северной Кореи в Пекине вызвали к министру иностранных дел КНР Ян Цзечи для объяснений. США и Южная Корея объявили, что привели свои вооруженные силы в состояние повышенной боеготовности. Президент США Барак Обама сказал, что акция создает угрозу для Америки и международной безопасности, и призвал международное сообщество дать ответ на нее.
Замглавы МИД РФ Игорь Моргулов во вторник обсудил проведенные КНДР ядерные испытания со спецпредставителем США по КНДР Глином Дэвисом и главой японской делегации на переговорах с Северной Кореей Синсукэ Сугиямой. В Совете Безопасности ООН назначено чрезвычайное заседание по Северной Корее. Но, как отмечает Guardian, уже столько санкций было введено ранее, что трудно представить, какие еще меры может предпринять международное сообщество. Потребуются недели на то, чтобы принять новый пакет санкций. «И они могут встретить противодействие со стороны Китая, единственного союзника и самого большого донора Северной Кореи», – утверждает газета.
В ответ на возмущение, прозвучавшее из мировых столиц и стран региона, МИД КНДР пригрозил «новыми действиями еще большего масштаба». При этом они «будут проведены в два этапа». Западные СМИ не исключают, что так Пхеньян намекает на возможность проведения еще двух ядерных испытаний большей мощности.
И все же, что побуждает северокорейцев идти по пути создания ядерного оружия? В беседе с «НГ» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин выделил два аспекта проблемы – политический и военный. Пхеньян действует по принципу «острием против острия». Чем сильнее внешнее давление, тем сильнее будет ответ на него. Это крайнее проявление национализма.
А с точки зрения военно-технической, третий взрыв был нужен для изготовления компактной боеголовки, которую можно установить на головной части ракеты того типа, что уже была испытана во время запуска спутника в декабре 2012 года. Осталось провести полетные испытания самой ракеты. То есть проверить, сможет ли она не только вывести спутник на орбиту, но и доставить такую боеголовку в определенную точку земного шара, заключил эксперт.
Но как скоро руководство КНДР сможет обзавестись эффективным «оружием возмездия»? Заместитель директора Института безопасного развития атомной энергетики РАН Игорь Линге сказал Интерфаксу: «Для того чтобы войти в ядерный клуб, учитывая исторический опыт, я считаю, что Северной Корее необходимо пять–семь лет при колоссальном напряжении. Наверное, Северная Корея уже открыла дверь в ядерный клуб, другое дело – ее мощности равны нулю, временной диапазон между этими испытаниями большой».
По данным американского ядерщика Зигфрида Хекера, побывавшего на атомном комплексе в КНДР, у нее достаточно плутония для производства четырех–восьми бомб. Но в 2009 году Пхеньян объявил, что начнет обогащать уран. Есть предположение, что во время третьего испытания было приведено в действие устройство из урана.
«Очевидно, северокорейцы не собираются торговаться и не откажутся от ядерного выбора, – говорит Леонид Петров, специалист по Северной Корее в Национальном университете Австралии. – Мы уже прошли точку невозврата. Северная Корея – де факто ядерная страна. Все, что мы можем делать, – минимизировать ущерб».