Президент считает, что от сокращения числа боеголовок безопасность США не пострадает.
Фото Reuters
Сегодня президент США Барак Обама обратится с ежегодным Посланием к нации «О положении в стране» и призовет к дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений. Эту же тему затронет замгоссекретаря США по контролю над вооружениями Роуз Геттемюллер, чей визит в Москву тоже начинается сегодня.
О намерениях Барака Обамы встать на путь серьезного сокращения стратегических ядерных вооружений сообщила вчера New York Times со ссылкой на источники в администрации президента. По данным газеты, Обама достиг соглашения с Объединенным комитетом начальников штабов вооруженных сил о снижении числа стратегических ядерных боеголовок примерно на треть. Президент США «считает, что можно значительно сократить число развернутых ядерных боеголовок и тем самым сэкономить большое количество средств, не рискуя при этом безопасностью Америки», цитирует газета источник.
В Послании Обама скорее всего не будет называть точных цифр. По сведениям New York Times, он хочет ограничить число развернутых ядерных зарядов США до примерно 1 тыс. единиц. Сейчас США располагают 1,7 тыс. ядерных зарядов, в то время как по Договору СНВ с Россией от 2010 года их число через семь лет должно сократиться до 1,55 тыс. единиц. А предельный уровень для развернутых и неразвернутых стратегических носителей должен быть понижен до 800, напоминает газета.
В Белом доме разработана директива, в которой говорится о возможности такого сокращения арсенала. Ожидается, что официально о завершении работы над этим документом будет объявлено в ближайшие недели. В директиве не упоминается возможность одностороннего сокращения американского ядерного арсенала, отмечают представители администрации. Напротив, Вашингтон хотел бы заключить взаимообязывающее соглашение о дальнейших сокращениях с Россией.
Именно эту тему затронет замгоссекретаря США по контролю над вооружениями Роуз Геттемюллер, которая прилетит сегодня в Москву. Она попытается убедить Россию пойти на новое сокращение ядерных боезарядов – ниже предела, установленного Договором СНВ. В Вашингтоне считают, что нынешнее число стратегических боеголовок намного превышает то, что необходимо для ядерного сдерживания, и что дальнейшее сокращение приведет к заметной экономии в обеих странах. При этом называется цифра 8 млрд. долл. в год.
Обсуждение этой темы скорее всего продолжится во время визита в Москву в марте помощника президента США по национальной безопасности Тома Донилона. Но о том, что США готовы обсуждать дополнительное сокращение ядерных арсеналов, вице-президент Джо Байден сообщил главе МИД РФ Сергею Лаврову еще на переговорах «на полях» Конференции по безопасности в Мюнхене 2 февраля. США рассчитывают на то, что соответствующее соглашение можно оформить в качестве дополнения к уже существующему Договору СНВ или по крайней мере подписать протокол о намерениях. Еще в Вашингтоне хотели бы заключить с Москвой новое соглашение о сотрудничестве взамен программы Нанна–Лугара, в рамках которой с начала 1990-х на средства США ликвидировались излишки российских ядерных боеприпасов и утилизировались устаревшие стратегические ракеты. Срок ее действия истекает в мае, и Россия продлевать программу не намерена, поскольку больше не нуждается в дотациях.
Между тем проблема ПРО является главным препятствием на пути дальнейшего сокращения ядерных вооружений. Как сказал в беседе с «НГ» заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев, «до тех пор пока не будет достигнут компромисс по ПРО, любые предложения американской стороны не станут проходными, поскольку это вещи взаимосвязанные».
Вместе с тем эксперт отметил, что если ориентироваться на выступление Лаврова в Мюнхене, то глава МИД РФ уже несколько по-другому сформулировал наши вопросы к США. «Речь уже не идет о юридических гарантиях, которые Россия хотела получить от США по поводу ненаправленности ПРО, а о механизме предсказуемости, где фигурируют не только Россия, но и государства ОБСЕ. И это уже ближе к варианту компромисса», – считает Золотарев.
Он полагает, что с американской стороны может поступить предложение «делать общий зачет тактических и стратегических вооружений, что логично». «Если мы говорим, что в дальнейшем следует сокращать ядерные вооружения не только в США и России, но и в других ядерных державах, то целесообразно подтягивать в переговорный процесс и тактическое оружие, – убежден Золотарев. – Отдельно его считать было бы в корне неправильно. Как быть в таком случае с Китаем, если он рано или поздно подключится к переговорам? Каждая страна может сама решать, сколько ей надо иметь стратегических и тактических вооружений».
Инициативы американцев – вещь полезная, и их предложения, безусловно, надо развивать, считает Золотарев. «Потому что главная проблема сейчас – не российские и американские ядерные арсеналы, а угроза распространения ядерного оружия. И нам очень важно поддерживать если не реальный процесс сокращения, то хотя бы видимость того, что мы двигаемся в этом направлении. Иначе мы теряем моральное право требовать от других государств выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия», – заключил эксперт.