Создание «Талибаном» своего офиса в Катаре – далеко не знак его международного признания. Об этом в интервью корреспонденту «НГ» Андрею СЕРЕНКО и сотруднику кабульской телекомпании Saba TV Абдул Мокиму АБДУЛРАХИМЗАЮ заявил Ахмад Зия МАСУД, брат легендарного Ахмад Шаха Масуда. В прошлом один из лидеров «Северного альянса», бывший первый вице-президент Афганистана ныне занимает пост председателя влиятельной оппозиционной политической коалиции «Этелаф Милли» («Национальный фронт»).
– Господин Масуд, каковы с точки зрения вашей организации особенности нынешнего периода в жизни Афганистана?
– Мы приближаемся к 2014 году, очень важному для Афганистана. С одной стороны, наступает время передачи полной ответственности за безопасность в стране национальным афганским силовым структурам. И здесь у нас есть немало достижений за последние годы, хотя имеются и проблемы. С другой стороны, народу Афганистана предстоит сложный экзамен – выборы президента. Надеюсь, что эти выборы будут проходить в обстановке мира и стабильности. Для того чтобы афганский народ активно участвовал в осуществлении своей судьбы, очень важно, чтобы президентские выборы были свободными и честными. Если выборы, их итоги будут сфальсифицированы, мы станем свидетелями новых бед и проблем в Афганистане.
– Как вы относитесь к прогнозам экспертов, которые говорят о неизбежности ухудшения ситуации в Афганистане и в регионе Центральной Азии после 2014 года?
– Нет сомнений, что террористические группировки и «Аль-Каида» желают, чтобы в Афганистане всегда была нестабильная обстановка. Одновременно террористы пытаются дестабилизировать ситуацию в регионе в целом. Сегодня враги нашей страны стремятся к дестабилизации восточных районов Афганистана, пытаются захватить провинцию Нуристан, чтобы оттуда затем понемногу экспортировать нестабильность в северные провинции Афганистана.
В интересах мирового сообщества и соседей Афганистана – России и стран Центральной Азии – не допустить этого. В этих целях важно, чтобы все эти страны оказывали посильную помощь Афганистану. Тогда эскалация напряженности не распространится на Центральную Азию и далее в Россию.
– Какими видятся вам отношения России и Афганистана после 2014 года?
– Для Афганистана это очень серьезный вопрос. Для нас очень важно иметь с Россией тесные и дружеские отношения. Надо развивать экономические и культурные связи, создавать условия для российских инвестиций, развивать техническое сотрудничество. Ведь Россия – это развитая страна, имеющая большой опыт во всех сферах. Мы обязаны использовать российский опыт в деле восстановления экономики Афганистана. Я уверен, что надо также расширять обмен студентами, создавать возможности для того, чтобы наша молодежь могла получать образование в России.
– Считаете ли вы, что после открытия катарского представительства «Талибана» аналогичная структура может появиться, например, в России?
– В этом нет необходимости. Ведь представители «Талибана» свободно посещают государства арабского мира. Там «Талибан» может легко открыть свои представительства, чтобы создать условия для ведения мирных переговоров. Помимо Катара и в других арабских странах также могут быть открыты представительства талибов, если они этого захотят.
– Не кажется ли вам, что открытие за рубежом официальных офисов талибов является подготовкой общественного мнения к международному признанию «Талибана»?
– Представительство «Талибана» в Катаре создано специально для того, чтобы талибы могли встречаться с представителями нынешней афганской власти. Это один из шагов навстречу переговорам с талибами. Хочу подчеркнуть, что офис талибов в Катаре – не дипломатическое представительство и не политический орган, а лишь инструмент для ведения переговоров. Ни о каком признании талибов речь не идет.
– Что вы думаете о возможности создания «Талибаном» политической партии, чтобы лидеры талибов могли вести не вооруженную, а легальную политическую борьбу за власть в Афганистане?
– Мы всегда говорили и говорим «Талибану»: вернитесь, признайте нашу Конституцию, уважайте наши законы, права женщин. Вы можете создать свою политическую партию, и в рамках Конституции занимайтесь мирной политической борьбой. Например, в Пакистане есть партия «Джамаат-е-Ислами», которая в конституционных рамках борется за свои политические цели. Но, к сожалению, «Талибан» не признает Конституцию нашей страны, не верит в нее. Когда «Талибан» начнет уважать афганскую Конституцию, тогда его лидеры смогут продолжать свою борьбу политическим путем.
– Как вы оцениваете деятельность российского президента Владимира Путина?
– Господин Путин один из влиятельных, активных и сильных политиков. Он возглавил свою страну с ее очень серьезными проблемами и в итоге уберег Россию от распада. Путин определил позитивный путь развития для своей страны. От позиции вашей страны и ее руководителя многое зависит в мире и регионе.