Вашингтон ввел новые ограничения для иранских экспортеров нефти. Они не смогут получать оплату в долларах. Санкции наложены и на органы пропаганды. Однако, по мнению комментаторов, Исламская республика Иран (ИРИ) не пойдет на уступки Западу.
Запад сделал еще один шаг в расширении необъявленной экономической войны против Ирана. Америка наложила новые ограничения на поставщиков нефти. Оплату за нее теперь нельзя переводить в иранские банки. Эта мера, как полагают в Вашингтоне, вынудит Тегеран перевести нефтяной экспорт частично на бартерную основу.
Высокопоставленный чиновник администрации президента США Барака Обамы охарактеризовал распоряжение Министерства финансов как «серьезное закручивание гаек». По его словам, муллы в Иране должны сделать трудный выбор: или продолжать свою ядерную программу, или восстановить доходы от нефти, на которых держится экономика страны.
Но, как пишет New York Times, среди американских чиновников вовсе нет уверенности, что новые, более жесткие санкции принудят верховного лидера Ирана Али Хаменеи заключить сделку с США и Европой. Да и в Тегеране воздействие санкций на жизнь людей не ощущается. Строятся многоэтажные дома, магазины полны электронной техники южнокорейского производства, в ресторанах полно посетителей.
В общем, на улицах иранской столицы не чувствуется, что нефтяной экспорт снизился на 1 млн. баррелей в день, а в результате снижения курса риала выросла инфляция. Тем не менее США намерены усиливать давление на Иран. В минувшую среду они закрыли доступ к американской финансовой системе и государственному органу Исламской Республики Иран, контролирующему телерадиовещание и Интернет, а также директору этой организации.
И все же каково будет воздействие новых санкций на иранский экспорт нефти? Отвечая на этот вопрос в беседе с «НГ», заместитель начальника по клиентскому маркетингу компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин отметил, что «торговля иранской нефтью будет сильно затруднена. Американские спецслужбы могут отслеживать трансакции в Иран. Напрямую через иранский банк нельзя будет провести платеж. Однако это не тупиковая ситуация. Есть кривые схемы для того, чтобы обойти ограничения. Могут быть использованы банки в третьих странах. Кроме того, оплата за нефть наличкой никуда не исчезла. Основные трейдеры этим не занимаются. Но фирмы поменьше будут совершать закупки за доллары». Можно в связи с этим напомнить, что в свое время в Ираке действовала схема «нефть в обмен на продовольствие». Помимо этого официально санкционированного обмена тогда вовсю шла и нелегальная торговля, заключил эксперт.
В этой связи сложно определить перспективы переговоров между шестью державами (Россией, США, Китаем, Британией Францией и Германией) и Ираном по ядерной проблеме. Они должны состояться в Казахстане 26 февраля. Запад давно определил для себя, чего хочет добиться.
Иран должен ограничить число центрифуг, производящих обогащенный уран, установить лимит на ядерное топливо, которое находится в Иране, согласиться на вывоз наиболее высокообогащенных его запасов из страны. Именно это вещество может быть быстро преобразовано в начинку для бомбы. Иран также должен раскрыть, какие работы над созданием ядерного оружия он провел и скрыл от инспекторов ООН.
В обмен Иран получит признание, что он имеет право на обогащение урана в мирных целях, и согласие на постепенную отмену санкций. Однако Тегеран настаивает на том, чтобы процесс начался именно с отмены санкций. Пока что, по мнению наблюдателей, шансы на достижение договоренности в Казахстане невелики. Не случайно на прошлой неделе Иран объявил, что на его атомных объектах начнут работать центрифуги нового поколения, которые в четыре–шесть раз мощнее нынешних.
Показательно, что верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи в четверг отверг предложение США о начале двусторонних переговоров по ядерной программе Тегерана. «Вы хотите вести переговоры в то время, как вы нацеливаете на Иран оружие», – заявил он в выступлении перед командованием иранских ВВС.