Лидер оппозиции настаивает на смене власти в Сирии.
Фото Reuters
Руководство Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) подтвердило, что готово начать переговоры с представителями правительства Башара Асада. Об этом в интервью телеканалу Al-Arabiya в понедельник вечером заявил глава коалиции Ахмед Муаз аль-Хатыб. Ранее он сообщил об этом участникам Международной конференции по безопасности в Мюнхене.
Лидер НКСРОС намерен сосредоточить переговорный процесс с официальным Дамаском на обсуждении условий передачи мирным путем властных полномочий Асада. А в качестве главного переговорщика предпочел бы видеть вице-президента Фарука аль-Шараа, так как «его руки не запятнаны кровью». Кстати, именно сунниту аль-Шараа оппозиция и Лига арабских государств (ЛАГ) предлагали передать президентские полномочия от Асада еще в начале массовых выступлений против правительства, представленного в основном алавитами.
«С начала конфликта Фарук аль-Шараа знал, что ситуация развивается негативно. То, что он является частью режима, не означает, что мы не можем вести с ним переговоры. Я прошу режим направить аль-Шараа на переговоры с нами», – заявил аль-Хатыб в эфире.
При этом он пояснил, что идет на этот шаг исключительно из-за того, что каждый день противостояния ухудшает гуманитарную ситуацию в Сирии. По последним оценкам ООН, за время конфликта с марта 2011 года погибло более 60 тыс. гражданских лиц, свыше 230 тыс. стали беженцами, около 3 млн. человек нуждаются в помощи. «Гуманитарная катастрофа и только она заставляет нас сделать такой шаг, – подчеркнул аль-Хатыб. – Если режим согласится с таким условием, нам незачем держать свою дверь закрытой».
О том, что НКСРОС готова вступить в переговоры с представителями сирийских властей, аль-Хатыб уже заявлял в Мюнхене с трибуны и в кулуарах 49-й Международной конференции по безопасности. В ночь с 1 на 2 февраля там состоялось специальное заседание, посвященное Сирии, которое так и называлось «Сессия для полуночников: Сирия».
В своем выступлении аль-Хатыб обратился к мировому сообществу с просьбой о поддержке: «Сирийский народ переживает трагедию: все, чем вы можете помочь, мы будем приветствовать. Речь идет о мирных переговорах по свержению режима – это первый шаг. Если это не получится, мы будем оказывать политическое давление на режим и просить правительства других стран оказывать такое давление. Если и это не получится, мы будем требовать электронной блокировки систем связи ВВС Сирии».
По словам ведущего того мюнхенского заседания, редактора и обозревателя Washington Post Дэвида Игнэйшнса, намерение аль-Хатыба начать переговоры вызвало гнев среди «ястребов» в НКСРОС. Даже несмотря на то что условием для их начала было выдвинуто освобождение 160 тыс. заключенных и выдача новых паспортов, а также продление срока их действия на два года тем сирийцам, которые покинули родину. Наиболее воинственно настроенные оппозиционеры заявляли, что переговоры могут начаться только после ухода Асада.
По мнению главы МИД России Сергея Лаврова, который встретился с аль-Хатыбом «на полях» конференции, стремление начать переговоры с официальным Дамаском – «очень важный шаг, особенно потому, что коалиция создавалась на платформе категорического отказа от любого разговора с режимом».
Лавров полагает, что реализм в рядах сирийской оппозиции возобладал и «размышления идут в правильном направлении». В беседе с российскими журналистами, среди которых был корреспондент «НГ», министр, однако, заметил, что «со стороны оппозиции нет переговорной команды, а в коалиции много различных групп, им сложно договориться о какой-то единой делегации».
Как бы то ни было, аль-Хатыб теперь считает, что после его предложения мяч оказался на правительственной стороне поля. Реакция официального Дамаска на инициативу лидера оппозиции пока неизвестна, но ранее Асад предлагал свой план примирения, предусматривающий проведение выборов и принятие новой Конституции при сохранении власти.
Представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд заявила, что если Асад заинтересован в мире, он должен «немедленно сесть и начать переговоры» с оппозиционной коалицией. А спецпосланник ООН и ЛАГ Лахдар Брахими в результативность переговоров не очень верит. Он убежден, что «сами сирийцы уже ничего не могут сделать», и гражданскую войну способно остановить только международное сообщество. «Международное сообщество – это прежде всего Совет Безопасности ООН, – пояснил он. – Я представил соответствующий отчет, последнее слово за Совбезом. Это орган, который несет ответственность за обеспечение мира и безопасности. Необходимо четкое решение Совбеза».