В бельгийской столице завтра открывается саммит ЕС. Первый в новом году Европейский совет будет в основном посвящен бюджетной проблеме. Речь идет о рамочном определении суммы расходов сообщества на 2014–2020 годы. Ее предполагается заранее жестко ограничить. Иначе не избежать мороки ежегодных согласований бюджетных параметров ЕС. И – главное – станет сложнее реализовывать долгосрочные инфраструктурные и иные проекты, ассигнуемые из общей брюссельской кассы.
В прошлом декабре финансового консенсуса обеспечить не удалось. Решение отложили на начало следующего года как бы до лучших времен. С той поры ситуация существенно не изменилась. Проблесков света в царстве кризиса по-прежнему крайне мало.
Рецессию остановить не получается. Безработицей в ЕС охвачено почти 26 млн. человек. Кипр просит срочной помощи. В Италии предвыборная обстановка и политическая неустойчивость. В Испании коррупционный скандал, ставящий под удар правительство. Германия, похоже, отгораживается до осенних выборов в Бундестаг от любых мер, которые увеличивали бы ее финансовую нагрузку по линии ЕС и еврозоны.
Опять-таки никуда не делось несовпадение интересов больших или малых членов сообщества, промышленных или аграрных, старых или новых, дотируемых или доноров бюджета ЕС в отношении постатейного распределения этих средств, «откатов» на взносы и т.д. Какие-либо посягательства на экономию расходов сообщества за счет ужатия привилегий Великобритании или сокращения сельхоздотаций Франции и Польше заведомо обречены. Все это не обещает легкого урегулирования в Брюсселе.
Однако оставить ЕС без денег, естественно, нельзя. В промежутке между саммитами Комиссия ЕС в соответствии с поручением модернизировала компромиссные предложения. Очевидно, рамочный бюджет на 2014–2020 годы будет меньше 1 трлн. евро. Это примерно те параметры, которые в принципе могут устроить участников новогоднего саммита. Отсутствие бюджета на семилетнюю перспективу было бы невыгодно многим странам, планирующим развитие. К тому же все столицы, задающие тон в ЕС, выражали еще в декабре готовность решить бюджетную проблему.
Но и сейчас главам государств и правительств, собирающимся в Брюсселе, не безразлично, как это должно выглядеть. Требование британского премьера Дэвида Кэмерона о том, чтобы ЕС, навязывающий всем политику жесткой экономии, продемонстрировал ее на примере собственного бюджета, отнюдь не было сочтено европейской общественностью как популистское. И не только Лондону политически важно, чтобы брюссельское решение по бюджету, если оно состоится, свидетельствовало бы о сдерживании финансовых амбиций ЕС.
Накануне саммита вновь поднялась дискуссия: за счет чего? Ранее тот же Кэмерон поднял вопрос о сокращении управленческих расходов ЕС, на которые предназначаются 6% рамочного бюджета. Он указал на чрезвычайно высокий уровень зарплат чиновничества ЕС, при котором годовой доход сотен должностных лиц администрации в Брюсселе превышает заработок британского премьер-министра. И призвал урезать эти зарплаты на 10% и отменить ряд привилегий.
Тем временем выяснилось, что уровень оплаты труда даже не сотен, а тысяч больших и средних начальников в брюссельском аппарате ЕС выше дохода Кэмерона. И не только его. Согласно ответу федерального правительства на запрос депутата Бундестага от Либеральной партии Франка Шеффера, чиновник ЕС, имеющий ставку AD 13, получает после вычета налогов больше денег, чем канцлерин Ангела Меркель за свою должность без учета депутатских и других надбавок. Запрос в Берлине был внесен не случайно. Как страна-донор Германия заинтересована в консолидации бюджета ЕС.
Видимо, это очень обеспокоило руководство Комиссии ЕС. В понедельник его представитель Антонио Гравили поспешил заверить, что ни один чиновник ЕС не зарабатывает больше Меркель с учетом всех надбавок. Однако по выкладкам специального исследования воскресной Welt am Sonntag месячные ставки 4345 чиновников ЕС выше номинальной месячной зарплаты главы федерального кабинета в 16 245 евро. Впрочем, даже федеральный президент ФРГ не дотягивает до жалованья некоторых лиц на директорских постах в Брюсселе. А более 26 тыс. переводчиков и других служащих получают лишь на 85 евро меньше основной месячной ставки депутата Бундестага.
Немало вопросов в общественном мнении стран ЕС вызывает непродуманное, неконтролируемое и в конечном итоге расточительное субсидирование разного рода проектов по линии европрограмм. Примерами называют строительство гавани Августа на Сицилии, оказавшейся никому не нужной; трассы лыжной гонки в Дании длиной в 240 м или трехлетнюю кампанию по маркетингу елочных «Звезд для Европы» стоимостью более 1 млн. евро.
Но все-таки больше всего в глаза европейской публике бросаются не сравнимые с преобладающим уровнем зарплаты чиновников ЕС, а также различные налоговые, пенсионные и другие привилегии, которыми пользуется значительная часть раздутого 46-тысячного аппарата ЕС. Как заявил накануне саммита президент немецкого Союза налогоплательщиков Райнер Хольцнагель, управленческие расходы ЕС и тем самым выплаты на персонал являются центральным спорным пунктом между Брюсселем и другими столицами сообщества.