Государственный комитет обороны КНДР в четверг объявил о намерении провести очередное ядерное испытание и продолжить ракетные пуски. Поводом для этого объявления стало принятие Cоветом Безопаности ООН очередной санкционной резолюции в отношении Пхеньяна. Она была одобрена единогласно всеми членами СБ в связи с произведенным КНДР 12 декабря 2012 года «запуском с использованием баллистических технологий». Документ расширил список организаций и физических лиц, на которых накладываются различные ограничения из-за их причастности к реализации ракетной программы КНДР.
В КНДР запуск спутника называют большой победой чучхейской науки и техники и отрицают, что он имел отношение к военным программам. В США и других странах – инициаторах резолюции, не отрицая факта вывода спутника на орбиту, настаивают, что главной задачей была все же отработка межконтинентальной баллистической ракеты.
На прямом запрете КНДР запускать спутники американцы и на этот раз настаивать не стали. Такой шаг выглядел бы уж слишком дискриминационным и явно противоречил бы Договору об использовании космического пространства в мирных целях и ряду других конвенций в этой области, к которым присоединилась КНДР. Поэтому еще в 2009 году в резолюции 1874 была использована формулировка о запрете «пусков с использованием технологии баллистических ракет». Между тем специалисты отлично знают, что любой запуск спутника невозможен без использования таких технологий. Так что запрет на их применение – это эвфемизм, фактически запрещающий КНДР иметь ракеты.
Подобная позиция СБ в отношении КНДР выглядит по меньшей мере странной. В 2012 году, по данным Роскосмоса, в мире состоялось более 50 космических запусков. Япония, запустившая в апреле 2012 года четыре спутника, в том числе южнокорейский, в ближайшие годы планирует пополнить свою орбитальную группировку еще шестью. В 2013 году очередную попытку запустить спутник с собственного космодрома предпримет Южная Корея. Практически одновременно с апрельским пуском КНДР Индия и Пакистан успешно испытали баллистические ракеты дальнего и среднего радиуса действия, способные нести ядерные боезаряды.
США поспешили заявить, что индийские пуски – это, мол, совсем другое дело, угрозу миру они не несут. О пакистанских там вообще предпочитают помалкивать, ибо специалистам в этой области давно известно, что самая большая угроза попадания ядерного оружия в руки так называемых негосударственных акторов наличествует в Пакистане.
То, насколько хрупок мир между этими двумя де-факто ядерными державами, уже не раз оказывавшимися на грани широкомасштабного вооруженного столкновения, подтвердили кровопролитные инциденты на индо-пакистанской границе, случившиеся уже в новом году. Даже New York Times назвала продолжающийся конфликт между этими государствами «одним из наиболее вероятных очагов ядерной войны».
И что же? Где возмущенные голоса по поводу возможного ядерного конфликта? Ничего не слышно о попытках созвать по этому поводу СБ ООН, не то чтобы осудить (куда там!), а хотя бы обсудить ситуацию или пуски этими странами баллистических ракет – носителей ядерного оружия.
Неудивительно, что в таких обстоятельствах очередная резолюция Совбеза по Северной Корее была напрочь отвергнута в Пхеньяне как «апогей двойных стандартов». КНДР заявила о намерении продолжить запускать спутники, пообещав придерживаться при этом общепризнанных норм международного права, регулирующих использование космического пространства в мирных целях.
В среду северокорейский МИД, а на следующий день Государственный комитет обороны, похоже, окончательно поставили крест на шестисторонних переговорах и задаче денуклеаризации Корейского полуострова. Эта цель, утверждают теперь там, может быть достигнута только в контексте избавления всего мира, в том числе США, от ядерного оружия. Не отказываясь от диалога в принципе, КНДР считает, что любые будущие переговоры должны быть посвящены обеспечению мира и стабильности в Северо-Восточной Азии, включая Корейский полуостров. И, наконец, что было вполне предсказуемо, КНДР пообещала наращивать свои ядерные «силы сдерживания». Самая тревожная новость заключается в том, что Пхеньян заявил о намерении провести новое ядерное испытание, как это уже случалось дважды после принятия похожих резолюций в 2006 и 2009 годах.
И если это произойдет, то станет окончательно ясно, что линия, которая упорно навязывалась США и их союзниками Совбезу, дала результат, обратный надеждам мирового сообщества. Более того, ее продолжение приведет лишь к возрастанию угрозы вооруженного конфликта у наших границ, на что, возможно, кое-кто и рассчитывает.
Трудно не заметить того, что в своих оценках деятельности КНДР и ряда других государств в ядерной и ракетной областях СБ ООН не всегда был беспристрастен. Кстати, в России тоже не прочь посетовать на двойные стандарты, когда дело касается ее интересов. Но в отличие от нас никто особенно не печется о «сохранении единства» членов СБ, к слову, весьма эфемерного, как показывает практика голосования в этом органе. Так что «единогласное одобрение» нынешней резолюции по КНДР вряд ли добавит ей желаемого веса.
Решать проблему нераспространения ОМУ нужно и должно. Но не путем избирательного применения основополагающих принципов и норм Устава ООН и ДНЯО по печально известному правилу «друзьям (союзникам, вассалам) – все, остальным – закон». И случай с КНДР это наглядно подтверждает.