Какой будет внешнеполитическая линия Барака Обамы, вступившего в должность президента во второй и последний раз? Американские эксперты и политики отмечают, что ее основные контуры определились в первый срок президентства. Но появились новые нюансы, прежде всего в Азии.
Второй срок любого президента США всегда отличается от первого. В том числе и во внешней политике. На протяжении первых четырех лет пребывания у власти главе государства приходится думать о переизбрании. А значит – маневрировать, идти на компромиссы с оппонентами, оглядываться на общественное мнение. Во второй срок у президента развязаны руки, и он должен показать, на что способен.
Поэтому американские эксперты ожидают, что внешняя политика Барака Обамы станет более энергичной, а, возможно, в чем-то и более жесткой. Так, бывший помощник президента Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский недавно сказал, что Обаме следует восстановить утраченный авторитет в вопросах внешней политики и взять инициативу в свои руки. Освободившись от сдерживавших его выборов, утверждает Бжезинский, Обама обретет свободу действий, поскольку судить его будет уже не общество, а история. Президент может себе позволить смелость и решительность в формировании внешнеполитического курса.
А его передовыми направлениями, судя по прогнозу известного обозревателя, редактора журнала Time Фарида Закарии, будут Ближний Восток и Китай. Ведь американцев по-прежнему беспокоит ядерная программа Ирана, остается неурегулированной ситуация в Сирии, нет прогресса в решении израильско-палестинской проблемы, сохраняется конфликтный потенциал в американо-китайских отношениях. Все это говорит о том, что претензии Вашингтона на глобальное лидерство будут подвергаться серьезной проверке.
Заявив, что президент Башар Асад должен уйти, Обама отрезал себе пути к отступлению: оставить Сирию в покое Вашингтон теперь не может хотя бы во имя сохранения своего политического лица. Но как правильнее поступить в сложившейся ситуации, не знает даже Бжезинский, принимая во внимание большой потенциал сирийского конфликта по усилению региональной напряженности. «Я бы предпринял военную интервенцию, если бы знал, что что-то можно отчаянно предотвратить или если бы я знал, что эти усилия не приведут к войне в масштабах региона и дадут желательные политические результы, – сказал он накануне инаугурации Обамы в интервью CNN. – Однако на данном этапе я не вижу свидетельств правомерности таких действий».
Что касается Ирана, то Бжезинский считает войну «полной катастрофой» для региона. Во-первых, война существенно осложнит вывод американских войск из Афганистана. Во-вторых, обязательно распространится на территорию соседних Ирака, Ливана и Иордании. Не говоря уже о заоблачном взлете цен на нефть. В этом конфликте США завязли бы как минимум на десятилетие. Поэтому с Ираном следует продолжать вести переговоры и воздействовать на него с помощью санкций. Эти санкции уже приносят результаты, хотя продолжаются споры о том, насколько экономические проблемы Ирана связаны с внешним воздействием, а насколько – с порочной политикой Тегерана.
По мнению бывшего госсекретаря США при президенте Джордже Буше-старшем Джеймса Бейкера, США ни в коем случае не должны позволить Ирану превратиться в ядерную державу. И не только потому, что Тегеран станет реальной угрозой для безопасности США, Израиля и союзников Вашингтона в странах Персидского залива. А еще и потому, что дурные примеры заразительны. «Все в регионе захотят иметь собственное ядерное оружие и располагают средствами, чтобы его заполучить», – сказал Бейкер в том же интервью.
В то же время он предостерегает Израиль от удара по Ирану, поскольку Тель-Авив не располагает соответствующими военными технологиями. Зато они есть у США и могут быть весьма эффективными с точки зрения «ликвидации ядерной программы с помощью хирургических ударов и тому подобного».
Если США намерены и впредь оставаться глобальной сверхдержавой, то им следует перефокусировать внешнюю политику и сместить ее из Европы в сторону Азии, в первую очередь Китая. По мнению Бжезинского, развитие стабильных отношений с Пекином отвечает фундаментальным интересам Вашингтона. США и Китай – две крупнейшие мировые экономики, однако у них часто возникают разногласия по вопросам, касающимся торговли и валютных курсов, а также в связи с территориальными спорами между Китаем и странами Юго-Восточной Азии.
Напомним, что несколько лет назад США попытались усилить так называемую стратегию вовлечения, предложив устами Бжезинского формулу G2, предполагавшую более тесное сотрудничество двух держав и фактически разделяя на двоих ответственность за глобальную безопасность. Однако Пекин отказался от данной формулы, сославшись на приверженность принципу многополярного мира.
Другой составляющей реакции США на усиление Китая будет стратегия сдерживания. Отсюда – наращивание военного присутствия США в Тихом океане, на чем настаивает Бейкер. Помимо усиления баз ВМС в Австралии и на Филиппинах, а также сохранения военного альянса с Японией, США должны поставлять оружие своим союзникам, среди которых теперь выделяется бывший противник Вьетнам.
Прислушается ли Обама к рекомендациям ветеранов внешней политики Вашингтона, покажет время.