Фото Reuters
Президент Сирии Башар Асад просит Венесуэлу предоставить убежище ему и его семье, сообщили региональные СМИ. Параллельно сирийский лидер ведет консультации с Россией. Он направил в Москву замминистра иностранных дел Фейсала Микдада, чтобы тот обсудил с российским руководством детали переговоров со спецпосланником ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Лахдаром Брахими. Вчера дипломат встретился с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, который подчеркнул, что альтернативы мирному диалогу нет.
О возможном отъезде Асада в Венесуэлу сообщил вчера катарский телеканал «Аль-Джазира». При этом журналисты сослались на турецкие дипломатические источники. Якобы сотрудники посольства Турции в Каракасе получили информацию от представителей венесуэльского МИДа о просьбе президента Сирии предоставить ему убежище. Еще в конце ноября замминистра Микдад побывал в Венесуэле и передал президенту Уго Чавесу личное послание от Асада. Латинская Америка - не единственное возможное направление. Ранее Сергей Лавров упомянул о том, что убежище сирийскому лидеру могут предоставить некоторые страны Ближнего Востока.
Однако отъезд президента из Сирии – это лишь часть компромиссного российско-американского плана, который, по данным арабской прессы, в начале этой недели представил в Дамаске спецпосланник ООН и ЛАГ. Напомним, по информации газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», предполагается, что власть в Сирии перейдет к правительству, составленному из представителей режима и оппозиции. При этом Асад получит гарантии безопасности для себя и окружения и до 2014 года будет числиться номинальным правителем, но не сможет баллотироваться на выборах нового президента. Именно это, по данным издания, является результатом компромисса между Москвой и Вашингтоном.
Впрочем, сам Брахими, успевший провести переговоры не только с Асадом, но и с внутренней оппозицией и с главой МИДа Валидом Муаллемом, отрицает существование каких-то новых инициатив. По его словам, женевские договоренности по Сирии и так содержат достаточно идей для разрешения кризиса, и нет необходимости добавлять к ним новые предложения.
Ему вторят в Москве. «Такого плана не было и нет, он не обсуждается», – сказал вчера официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. Дипломат подчеркнул, что российская сторона обсуждает с Брахими и с США «общий план действия, который был закреплен в Женеве 30 июня текущего года». «Мы считаем этот документ безальтернативной основой любых попыток урегулировать ситуацию в Сирии», – отметил Лукашевич.
Однако вчера на пресс-конференции в Дамаске Брахими высказывался вполне в духе гипотетического плана, о котором сообщали СМИ. В частности, он призвал сформировать в Сирии правительство национального единства, которое будет руководить страной до проведения свободных выборов. «Необходимо сформировать переходное правительство, которое будет обладать всей полнотой власти», – сказал посредник. В субботу его ждут в Москве для переговоров.
Так или иначе, но интенсивные контакты и консультации, в том числе приезд Фейсала Микдада в РФ, могут указывать на активизацию внешних игроков, а также на начавшуюся подготовку к заключению некоего соглашения, призванного положить конец кровопролитию в Сирии. Однако усилия дипломатов рискуют разбиться о стену непонимания со стороны оппозиции, которая, похоже, испытывает некоторое головокружение от успехов и уверена в своей способности быстро свергнуть Асада. Ранее лидер Сирийской национальной коалиции Муаз аль-Хатыб заявил, что оппозиция не поддержит план, согласно которому Асад сможет остаться номинальным главой государства.
Здесь все будет зависеть от позиции Вашингтона и других спонсоров повстанцев. Именно им придется убеждать аль-Хатыба и его партнеров по коалиции в необходимости поумерить амбиции ради интересов народа. Несколько успокаивает тот факт, что США сами все чаще заявляют об опасности, которую представляет для мира и региона кризис в Сирии. Некоторые подвижки ощущаются и в позиции американских СМИ. Последние теперь много говорят и пишут об угрозе межконфессионального конфликта и зверствах не только армии, но и боевиков-исламистов, как будто готовя общественное мнение к повороту политики Белого дома.