В Коннектикуте скорбят по погибшим, а в других штатах спешат запастить оружием впрок.
Фото Reuters
После трагедии в начальной школе Ньютауна Барак Обама впервые выступил за возобновление запрета на хранение и ношение штурмового оружия. Законопроект будет обсуждаться Сенатом 3 января.
Дискуссия по вопросу о контроле над оружием вышла в США на передний план после инцидента в Ньютауне, где 20-летний Адам Ланза убил дома свою мать, взял принадлежавшие ей пистолеты и винтовку и отправился в школу, где расстрелял 20 школьников и пятерых учителей.
Ряд законодателей-демократов стали призывать к принятию законов о запрете автоматического оружия и пересмотру принципов обращения с лицами, страдающими серьезными психическими расстройствами. А сенатор от Калифорнии Дайана Файнстайн, автор закона о запрете на боевое оружие, срок действия которого истек в 2004 году, заявила о намерении внести в Конгресс новый законопроект.
Во вторник пресс-секретарь Белого дома Джей Карни сообщил, что Барак Обама будет «активно поддерживать» предложенный Файнстайн законопроект о запрете определенных видов оружия, в том числе штурмовых винтовок. Кроме того, президент поручил своей администрации разработать предложения по ограничению оборота оружия вплоть до запрета. Это произошло после того, как американцы всего за несколько дней собрали более 160 тыс. подписей под соответствующей петицией. Она размещена на сайте президента США и, согласно закону, должна быть рассмотрена.
Обама давно является сторонником ужесточения законодательства об оружии, но до сих пор он официально никогда не выступал за его реформу. Право на самооборону с применением оружия, которым обладали пионеры покорения американского Запада, закреплено в Конституции. Владение и ношение револьверов и винтовок, каким бы анахронизмом это ни казалось, составляет часть американского образа жизни. Кроме того, ни одному президенту пока не удавалось победить в противостоянии с оружейным лобби, хотя каждый год бойни, подобные ньютаунской, уносят в США жизни 30 тыс. человек.
Поправка сенатора Файнстайн, которая запрещала бы на федеральном уровне продажу и владение автоматическим скорострельным оружием с обоймой более чем на 10 патронов, будет внесена на рассмотрение Конгресса 3 января. Сама Файнстайн подчеркивает, что опиралась на идеи мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, который призывает убрать оружие с американских улиц. Он, например, предлагает каждые пять лет проверять психическое здоровье владельцев оружия, следить за их поведением и даже отбирать пистолеты и винтовки за семейные ссоры.
Впрочем, судьба законопроекта зависит от того, какую позицию займут члены Палаты представителей, близкие к влиятельному оружейному лобби. А они, судя по всему, сдаваться не собираются. Так, член Палаты представителей от Техаса, республиканец Луи Гомерт в интервью телеканалу Fox News выступил с оправданием продажи оружия. Он заявил, что директор школы «Сэнди Хук», погибшая при попытке разоружить нападавшего, должна была быть вооружена. «Как бы мне хотелось, чтобы у нее самой в кабинете под замком лежал карабин M-4, чтобы, услышав стрельбу, она могла достать его из сейфа, – посетовал Гомерт. – Тогда ей не пришлось бы героически бросаться на нападавшего с пустыми руками. Тогда она смогла бы прострелить ему голову до того, как он расстрелял этих ребят».
Трагедия в Ньютауне вызвала у граждан США две прямо противоположные реакции: одни стали требовать ужесточения законодательства в отношении обращения огнестрельного оружия, другие, наоборот, поспешно вооружаются. Официальной статистики нет, но владельцы оружейных магазинов утверждают, что спрос на огнестрельное оружие с пятницы резко вырос. «Мы уже сделали самую большую выручку за последние 20 лет. Сегодня, думаю, этот рекорд будет побит, – сказал владелец магазина в Портленде, которого цитирует USA Today. – К нам приходят клиенты, которые очень обеспокоены своей безопасностью».
На этом фоне не удивляет арест в штате Юта 11-летнего мальчика за то, что тот принес в школу пистолет. По словам ребенка, оружие ему необходимо для самозащиты в случае повторения инцидента в Ньютауне.