Поставкам этих автомашин с завода Opel в Бохуме уже назначена конечная дата.
Фото Reuters
Автомобильному концерну Opel нанесен тяжелый удар. General Motors принял решение прекратить с 2016 года выпуск машин традиционной немецкой марки на крупнейшем заводе своего европейского филиала в Бохуме. Об этом объявлено в понедельник на собрании коллектива предприятия.
Бохум в шоке. Городу грозит утрата 3365 рабочих мест. Высокотехнологичное производство уйдет. На его месте, как постановили в детройтской штаб-квартире GM, останутся склады, некий торгово-распределительный центр. И, может быть, еще небольшой выпуск компонентов.
Европейскую «дочку» GM с ее немецким базовым центром лихорадит уже несколько лет. В 2009 году реальный вариант спасения Opel вырисовывался. Оказавшись банкротом, американский автогигант уже было согласился продать 55% ее акций российско-канадскому консорциуму Сбербанк-Magna. У этой структуры имелись необходимые крупные средства. Она реально намеревалась инвестировать их в сохранение рабочих мест, наращивание производства и обеспечение конкурентоспособности марки концерна. Однако буквально в последний момент руководство GM отказалось от готовой к подписанию сделки.
За этим стояла политика. Предоставив GM гигантский спасительный кредит, его дела тогда, по существу, решала вашингтонская администрация. Поэтому ни у кого не вызывало сомнения, что отказ от сделки с российско-канадским консорциумом произошел не без ее рекомендации и исходил из установки не подпускать Россию к современным технологиям. Официально это было преподнесено как намерение сохранить европейскую собственность GM и самостоятельно возвратить Adam Opel AG достойное место на автомобильном рынке. Но в итоге, как говорится, ни себе, ни людям.
Бохум более чем не ко времени и в политическом ракурсе: Германии предстоит год выборов. В Берлине заявлено: «Бундесканцлерин и федеральное правительство чрезвычайно сожалеют о закрытии завода». Премьер-министр земли Северный Рейн – Вестфалия и восходящая величина СДПГ Ханнелора Крафт говорит о «печальной вести» для концерна, рабочих и их семей, а также региона и всей страны.
По иронии судьбы, как раз в эту субботу, 15 декабря, бохумскому заводу исполняется 50 лет. Юбилей предполагалось торжественно отметить, но теперь, говорят представители рабочих, это будет день протеста. Предприятие создавалось в свое время в Руре для привнесения машиностроительного компонента в регион угля и стали. Его закрытие – это в некотором смысле похороны одного из символов немецкого послевоенного экономического чуда.
Немалое возмущение немцев вызывает манера обращения с Opel и его работниками. Целых три года после отказа от сделки по линии Сбербанк-Magna американцы держат рабочих своих автозаводов в Европе в неведении относительно их дальнейшей судьбы. Данные обещания и договоренности не выполняются. Оказалось, что грош цена и совсем недавним заверениям представителей руководства GM, что о закрытии завода в Бохуме и речи не может быть.
Весьма показательно, как нынешний исполняющий обязанности главы Opel Томас Седран информировал о закрытии предприятия. Он выступил перед более 2 тыс. рабочих в конгресс-центре Рура. Речь заняла 40 секунд. И шеф удалился через запасной ход. Глава фракции либералов в Бундестаге, бывший министр экономики Райнер Брюдерле напомнил в связи с этим, что менеджмент GМ уже много лет оставляет Opel в подвешенном состоянии и дискриминирует его.
Американские ссылки на кризис немецкая сторона не принимает целиком. Да, семь европейских заводов GM, рассчитанные на выпуск 1,6 млн. машин, смогут реализовать в этом году, по-видимому, лишь 1,1 млн. автомобилей. Однако, отмечают немецкие эксперты, Детройт ограничивает рынок для них только Европой. По его же раскладу, производство новых перспективных моделей, разработанных в конструкторско-технологическом центре в Рюссельсхайме, если и налаживается, то не на европейских заводах, а, например, в Южной Корее. Кроме того, на состоянии европейского филиала GM негативно сказывается чехарда с его американскими эмиссарами, меняющимися в последний период чуть ли не каждые полгода.
Выражая обеспокоенность и недовольство в связи с ситуацией Adam Opel AG, немецкие федеральные и региональные власти, однако, принимают решения GM как некую неизбежную данность. Вице-канцлер и министр экономики Филипп Рёслер отклоняет государственную помощь бедствующему предприятию. Власти говорят лишь о смягчении тягот для его рабочих в их переустройстве.