Наименее коррумпированными странами в мире являются Дания, Финляндия и Новая Зеландия, а наибольших масштабов коррупция достигает в Афганистане, КНДР и Сомали. Таковы результаты исследования коррумпированности стран в 2012 году, проведенного Transparency International. По шкале, где показатель коррумпированности возрастает, Россия оказалась на 133-м месте, поднявшись на 10 пунктов по сравнению с предыдущим годом.
Международная неправительственная организация Transparency International (TI) вчера опубликовала рейтинг 176 стран мира, на верху которого оказались наименее коррумпированные, по ее версии, игроки, а внизу – те, что испытывают наибольшие проблемы с коррупцией. При этом ряд ведущих мировых экономик, в том числе США, Канада, Бразилия, Германия, Франция, на несколько пунктов улучшили свои показатели в ежегодном «Индексе восприятия коррупции». Россия также поднялась на 10 пунктов, но осталась самым коррумпированным членом «большой двадцатки», заняв 133-е место. Она разделила его с Коморами, Гайаной, Гондурасом, Ираном и Казахстаном. Китай скатился на пять пунктов и оказался на 80-м месте, Япония переместилась с 14-й на 17-ю строчку.
В то же время многие европейские страны, хотя преимущественно и расположились в верхней половине рейтинга, стали более коррумпированными на фоне долгового кризиса в еврозоне. Сдали позиции Италия (72-е место), Португалия (33-е место), Австрия, Ирландия (обе – на 25-м месте), Испания улучшила свой показатель всего на 1 балл и заняла 30-е место. А Греция и вовсе просела на 14 пунктов (94-е место) и была признана самой коррумпированной страной Евросоюза. По данным на сентябрь 2011 года, общая сумма неуплаченных налогов в стране составила 42 млрд. евро. TI назвала борьбу с коррупцией основной мерой по преодолению финансового кризиса странами еврозоны.
Другой вывод, который сделала TI, заключается в том, что в странах, переживших арабскую весну, не произошло ожидавшегося снижения уровня коррупции. Ливия поднялась со 168-го на 160-е место и осталась одним из самых коррумпированных государств мира, Тунис опустился на 75-е место, Египет – на 118-е. «Мы знаем, что люди, которые вышли на улицы в арабских странах, были недовольны уровнем коррупции, – пояснил Кристоф Вилк, отвечающий в TI за ближневосточное и североафриканское направления. – Однако эти надежды пока не воплотились в серьезные антикоррупционные программы». Так, Вилк отметил, что новый президент Египта Мухаммед Мурси много говорил о борьбе с коррупцией, но без конкретных шагов в этом направлении.
TI предлагает использовать свой рейтинг аналитикам и инвесторам для оценки рисков. Можно ли ему доверять? По мнению замдиректора ИСАА МГУ им. М.В.Ломоносова, доктора политических наук, профессора Леонида Гевелинга, автора книги «Клептократия», такие рейтинги носят условный характер и зачастую основаны на субъективных подходах. Это объясняется тем, что «посчитать» коррупцию очень сложно: данные обычно скрываются, процесс носит, как правило, латентный характер, и то, что мы видим, – это, по сути, «верхушка верхушки айсберга». Случается, что журналисты и даже некоторые ученые считают такие рейтинги истиной в последней инстанции. Это неправильно. Рейтинг нужно воспринимать как ориентир, маяк.
Об этом некогда предупредила и сама TI. Еще в 1990-е годы, когда организация только начинала обретать популярность, один из ее руководителей отметил: если вы обнаружили какую-то страну в нашем рейтинге на месте самой коррумпированной, это не значит, что так оно и есть. Речь идет о восприятии ее коррумпированности общественностью.
В чем причина неточности рейтингов? «Во-первых, они немного запаздывают и дают картину, имевшую место не менее года назад, – пояснил Гевелинг. – Это можно сравнить со звездой, которую мы по-прежнему видим на небе, хотя, возможно, ее уже не существует. Во-вторых, коррупция, особенно мелкая, соседствует с культурной традицией преподнесения подарков, и эти два явления достаточно сложно разграничить. В-третьих, важно рассмотреть источники информации. Скажем, правоохранительные органы, статистика которых используется при составлении рейтингов, в период принятия бюджета склонны преувеличивать значение коррупции и преступности вообще, чтобы получить больший кусок бюджетного пирога. В период выборов, наоборот, как правило, негативные данные камуфлируются. Или информация журналистов. Печать часто хватается за яркие факты, которые могут поднять тираж, к тому же порой она связана с партиями, спонсорами, инвесторами. Еще одним источником являются опросы посетивших страну людей – туристов, бизнесменов».
Таким образом, в основе рейтингов лежит много субъективных оценок. Иначе и быть не может, ведь отслеживание коррупции – это сложный социальный процесс, который и сам, кстати, подвержен коррупции. Методики совершенствуются, но полностью объективных критериев оценки в этой области выработать нельзя, заключил эксперт.